Контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников в России
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования. Однако на МВД распространяется действие нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, далее - Закон N 305-ФЗ).
Контроль за трудовой деятельностью иностранных граждан в России является одним из направлений федерального государственного контроля в сфере миграции (ст. 29.2, ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Такой контроль осуществляется органами МВД России (п. 2 ч. 1 ст. 35 Закона N 305-ФЗ, п. 2 Положения N 1162*(1)).
Контроль осуществляется в форме проверок (п. 5 Положения N 1162). Во время этих проверок МВД устанавливает, соблюдают ли миграционное законодательство (п. 3 ст. 32 Закона N 115-ФЗ):
- работодатели, у которых трудятся иностранные граждане;
- заказчики работ (услуг), исполняемых иностранными гражданами;
- предприниматели и организации, у которых возникают обязанности принимающей (приглашающей) стороны.
Поскольку проверке подлежат организации и ИП, то поверки организуются и проводятся по правилам Закона N 294-ФЗ, однако с особенностями, установленными ст. 32 Закона N 115-ФЗ (п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Надо заметить, что МВД проверяет и простых граждан (не ИП), которые принимают либо нанимают иностранного гражданина, но проверки в отношении физлиц не починяются требованиями Закона N 294-ФЗ (см. ч. 1 ст. 1 этого закона) и проводятся исключительно только по той процедуре, которая установлена Регламентом*(2).
Проверки могут быть:
1) плановые. Плановые проверки проводят в случае, если проверяемое лицо включено в утвержденный план проверок (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Срок проведения плановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней (п. 6 ст. 32 Закона N 115-ФЗ), но проведение выездной плановой проверки в отношении субъекта малого предпринимательства может быть приостановлено руководителем органа МВД (его заместителем) до десяти рабочих дней, если МВД в рамках межведомственного информационного взаимодействия запросил документы о проверяемом лице (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
В настоящее время действует мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей, в частности, наказанных по итогам предыдущей проверки за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергнутым дисквалификации, административному приостановлению деятельности и т.п (ч. 1, 2 ст. 26.6 Закона N 294-ФЗ);
2) внеплановые. Внеплановые проверки проводят в случае:
- истечения срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (пп. 1 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ);
- поступления обращений и заявлений о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ, принимающей стороной обязательных требований (пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Выездная проверка в этом случае проводится по согласованию с органом прокуратуры (п. 9 ст. 32 Закона N 115-ФЗ); предварительное уведомление объекта не допускается (п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ);
- выявления факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ, принимающей стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований (пп. 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Предварительное уведомление объекта о предстоящей проверке не допускается (п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ);
- наличия распоряжения руководителя органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пп. 4 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней (п. 7 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных специальных экспертиз, и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц МВД России, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем не более чем на семь рабочих дней (п. 8 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 24 Регламента).
Во время проверки должностные лица имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ, принимающей стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (численность, профессиональный состав иностранных работников, соответствие заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой деятельности, документы, удостоверяющие личность иностранного работника, миграционную карту, вид на жительство или разрешение на временное проживание и т.п.) (пп. 1 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. в п. 7 Положения N 1162);
С 1 июля 2016 года проверяющие не вправе требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В частности, в перечень входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), сведения о среднесписочной численности работников (п. 133), выписки из ЕГРП (п.п. 88-90), выписка из сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (п. 70), сведения из рестра лицензий на пассажирские перевозки (п. 126), сведения о разрешениях на временное проживание (п. 139), о выдаче вида на жительство (п. 140), о действительности паспорта (п. 141) и иные.
Впрочем, проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя органа государственного контроля о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ, принимающей стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, за исключением периода приостановления выездной плановой проверки субъекта малого бизнеса (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю (пп. 2 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. а п. 7 Положения N 1162);
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (пп. 3 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ);
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пп. 4 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ);
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений (пп. 5 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ, разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ аннулировано органом МВД России, выдавшим данное разрешение (п. 12 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
______________________________
*(1) Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции утверждено постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162, далее - Положение N 1162
*(2) Регламент ФМС - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах