Обжалование решений и действий (бездействий) должностных лиц МВД (до 1 июня 2016 г - ФМС), осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением миграционного законодательства
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования. Однако на МВД распространяется действие нормативных правовых актов и актов управления упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, далее - Закон N 305-ФЗ).
При проведении проверки на соблюдение миграционного законодательства должностные лица МВД России осуществляют определенные действия, принимают решения (например, решения о поведении проверки, о продлении ее срока, выносят предписания). Если проверяемое лицо с таким решением или действием (бездействием) не согласен, то оно вправе их обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, п. 9 Положения N 1162, п. 107 Регламента*(1)). Обжаловать - значит выразить свое несогласие в письменном виде, подготовить жалобу. Куда бы ни была подана жалоба, ее нужно составить в двух экземплярах. Если жалобу подавать в канцелярию (приемную), то на втором экземпляре необходимо проставить отметку о приеме жалобы. Если жалобу отправлять по почте, то лучше ценным письмом с описью вложения. Однако наиболее распространенным вариантом является заказное письмо с уведомлением о вручении.
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении миграционного контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке (ч. 1 ст. 23 Закона N 294-ФЗ, п. 107 Регламента). Это значит, что жалоба на действия сотрудников МВД России может быть подана в суд либо в вышестоящий орган МВД России или прокуратуру (по желанию лица, подающего жалобу). При этом решение по жалобе, принятое вышестоящим руководством или прокурором, не препятствует обращению заявителя за защитой своих прав непосредственно в суд.
Сведения об обжаловании проверки и о результатах этого обжалования будут внесены в Единый реестр проверок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления такой информации в орган МВД России (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "е", "ж" п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415, п. 43 Регламента).
Постановление должностного лица органа МВД России по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке главы 30 КоАП РФ и только в суд или вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) (ст. 207 АПК РФ, ст. 30.1 КоАП РФ).
Внесудебное обжалование
Срок рассмотрения обращения органом МВД России или прокуратурой не должен превышать 30 дней с момента его регистрации (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", п. 120 Регламента). В исключительных случаях, а также в случае необходимости получения документов и материалов, требуемых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен на срок, не превышающий 30 дней, с уведомлением об этом заявителя (ч. 2 ст. 12 Закона N 59-ФЗ, п. 120 Регламента).
Приостановление действия обжалуемых в административном порядке решений не предусмотрено.
Обращение заявителя в письменной форме должно содержать следующую информацию (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ, п. 113 Регламента):
- наименование органа, в который направляется письменное обращение (либо ФИО и должность соответствующего должностного лица);
- Ф.И.О. (последнее - при наличии) лица, подающего жалобу, адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- суть жалобы на решение, действие или бездействие должностных лиц;
- личная подпись заявителя, дата.
Дополнительно в письменном обращении могут указываться гражданство заявителя, причины несогласия с обжалуемым решением, действием или бездействием, обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, содержаться требования об отмене обжалуемого решения, признании незаконным обжалуемого действия (бездействия), а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить (абз. 5 п. 113 Регламента).
К обращению могут прилагаться документы, подтверждающие доводы заявителя, или их копии (ч. 2 ст. 7 Закона N 59-ФЗ, п. 113 Регламента).
Обращение, поступившее через интернет, рассматривается в обычном порядке, предусмотренном для письменных обращений (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ, п. 119 Регламента).
По результатам рассмотрения обращения заявителя принимается решение об удовлетворении требований, изложенных в обращении либо об отказе в их удовлетворении (п. 121 Регламента).
Копии решения направляется в территориальный орган ФМС, принявший обжалуемое решение либо осуществивший обжалуемое действие (бездействие), и заявителю (п. 124 Регламента). При этом заявителю разъясняются его права, сроки и порядок обжалования принятого решения (п. 123 Регламента).
Ответ на обращение не дается, если в нем не указаны фамилия автора, или почтовый адрес, по которому следует направлять ответ (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ, пп. 1 п. 109 Регламента), а также в случаях, когда текст письменного обращения не поддается прочтению (ч. 4 ст. 11 Закона N 59-ФЗ, пп. 4 п. 109 Регламента). Кроме того, государственный орган вправе оставить без ответа по существу такое обращение, которое содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица (пп. 3 п. 109 Регламента). В этом случае автора сообщения извещают о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3 ст. 11 Закона N 59-ФЗ). Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем и уведомляется автор обращения (ч. 5 ст. 11 Закона N 59-ФЗ, пп. 5 п. 109 Регламента).
Судебное обжалование
Чаще всего лица, считающие, что их права нарушены действиями проверяющих, обращаются сразу в суд.
Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд постановлений МВД, а равно ФМС, вынесенных в адрес организаций и предпринимателей. Они обжаловали такие постановления, руководствуясь ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, по правилам, установленным статьями 207 - 211 АПК РФ.
Однако в последнее время арбитражные суды часто прекращают дело по таким заявлениям в связи с неподведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
Следовательно, в жалобе в арбитражный суд целесообразно указать почему выявленные МВД правонарушения непосредственно связаны с осуществлением экономической деятельности заявителя. В противном случае за обжалованием целесообразно сразу же обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Обжалование в арбитражном суде решений, актов и действий органа МВД
Организации и предприниматели вправе обратиться в арбитражный суд (в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ) с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов МВД и его должностных лиц, если полагают, что эти решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В таком порядке могут быть оспорены, например, решение о назначении проверки или невручение копии распоряжения о проверке.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В заявлении должны быть указаны (ч. 1 ст. 199 АПК РФ):
- наименование органа или должностного лица МВД России, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- требование заявителя о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязательно к заявлению прилагается текст оспариваемого решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
Такие заявления рассматриваются судьей единолично в срок до трех месяцев. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до шести месяцев, если имеется большое количество участников процесса, в связи с особой сложностью дела (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 2 ст. 200 АПК РФ).
Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Госорган (должностное лицо), принявший оспариваемое решение (действие, бездействие) обязан будет доказать законность своих действий и решений (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Своим решением суд может признать обжалуемые решение и действия незаконными или, напротив, отказать в удовлетворении заявленных требований (ч.ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ).
Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам (ч. 9 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для подачи жалобы необходимо обладать доказательствами того, что оспариваемые действия, решения противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителя.
Обжалование в арбитражном суде постановлений МВД об административном наказании
Предприниматель или организация вправе подать в арбитражный суд заявление об оспаривании административного наказания, наложенного на них МВД России. Рассмотрение таких дел в арбитражном суде проходит по процедуре, установленной статьями 207-211 АПК РФ. Однако в настоящий момент наблюдается перелом в сложившейся судебной практике, и арбитражные суды все чаще прекращают производство по таким заявлениям в связи с неподведомственностью (ч. 1 ст. 150 АПК РФ), см., например, определение Верховного Суда РФ от 12.03.2015 N 301-АД15-1158, постановления АС Волго-Вятского округа от 25.03.2015 N Ф01-579/15, АС Северо-Западного округа от 18.02.2015 N Ф07-291/15, Девятнадцатого ААС от 10.03.2015 N 19АП-946/15, Четырнадцатого ААС от 12.01.2015 N 14АП-10587/14. Поэтому заявление в арбитражный суд должно содержать убедительную мотивировку того, почему выявленные МВД правонарушения непосредственно связаны с осуществлением экономической деятельности заявителя. В противном случае за обжалованием целесообразно сразу же обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Подробно об оспаривании постановлений об административном правонарушении - см. в материале Обжалование постановления МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) России (суда) о назначении административного наказания.
Обжалование в суде общей юрисдикции
Предприниматель или организация вправе оспорить в суде административное наказание, наложенное на них МВД. Рассмотрение таких дел в суде проходит по процедуре, установленной главой 30 КоАП РФ.
Подробно об оспаривании постановлений об административном правонарушении - см. в материале Обжалование постановления МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) России (суда) о назначении административного наказания.
______________________________
*(1) Регламент ФМС - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807
Тема
Процедура проведения миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
См. также
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах