Проверки Роспотребнадзора
Роспотребнадзор уполномочен осуществлять многочисленные виды государственного надзора, в рамках которых вправе проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проверка - это совокупность мероприятий, которые Роспотребнадзор проводит в отношении организации (предпринимателя) для того, чтобы определить: соответствует ли их деятельность требованиям закона (п. 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ). Роспотребнадзор проводит проверки соблюдения обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка, в области качества и безопасности пищевых продуктов, а также в сфере соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза (далее - обязательные требования) (п. 5.1 и п. 5.9 Положения N 322*(1), п. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Проверки соблюдения поднадзорными лицами обязательных требований проводят должностные лица Роспотребнадзора, но не любые, а только такие, которые уполномочены на осуществление надзора законом и (или) должностным регламентом.
Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ). Плановой является проверка, проводимая Роспотребнадзором с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. На период 2016-2018 г.г. введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства, за некоторыми исключениями (ст. 26.6 Закона N 294-ФЗ). Внеплановой является проверка, проводимая Роспотребнадзором независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.
В свою очередь, и плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок (ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Документарная форма проведения проверки означает, что Роспотребнадзор будет проверять документы организации (предпринимателя) без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе имеющихся у Роспотребнадзора и представленных ему документов и письменной информации, но проверка уже будет проходить по месту нахождения проверяемого лица.
Общее ограничение срока проведения каждой проверки составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), а срок проведения выездной плановой проверки малого предприятия либо микропредприятия не может превышать соответственно 50 и 15 часов в год с возможностью ее приостановления до 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Однако если Роспотребнадзором проводится документарная проверка, то в определенных случаях она может перейти в выездную (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В этом случае срок всей проверки будет составлять 40 рабочих дней. Кроме того, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения экспертиз, обследований, исследований и расследований, срок проведения проверки (плановой выездной) может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 50 и 15 часов соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
О предстоящем проведении плановой проверки (документарной и выездной) и, в некоторых случаях, внеплановой выездной проверки проверяемое лицо должно быть уведомлено Роспотребнадзором заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок, как того требует законодательство (п. 8 Положения N 412*(2), п. 14 Положения N 476*(3), п. 20 Правил N 318*(4)), устанавливаются административным регламентом. В настоящий момент действует Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
В названии и п. 1 Регламента N 764 перечислены лишь три из нескольких видов надзора, осуществляемых Роспотребнадзором. Поэтому может сложиться впечатление, что данный регламент не регулирует, например, проверки выполнения требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара. Однако это не так. Пункт 5 Регламента N 764 устанавливает предмет государственного контроля, а именно - соответствие деятельности проверяемых лиц требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, на потребительском рынке. А именно к этой области, согласно п. 5.1 Положения N 322, относятся все те виды госнадзора, которые уполномочен осуществлять Роспотребнадзор. Следовательно, правила, установленные Регламентом N 764, полностью применяются к любым проверкам, проводимым Роспотребнадзором в рамках любого вида госнадзора (на которые он уполномочен).
Помимо указанных документов, должностные лица Роспотребнадзора могут руководствоваться Методическими рекомендациями по применению норм Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103, в части, не противоречащей Закону N 294-ФЗ.
______________________________
*(1) Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
*(2) Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей утверждено постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412.
*(3) Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476.
*(4) Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 N 318.
Тема
См. также
Структура органов и должностные лица Роспотребнадзора
Применение риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок
Процедура проведения проверки Роспотребнадзором
Оформление Роспотребнадзором результатов проверки
Полномочия Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора)
Обжалование результатов проверки Роспотребнадзора
Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором
Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.