Государственный надзор, осуществляемый Роспотребнадзором: субъекты проверок, к кому и зачем приходит Роспотребнадзор?
Роспотребнадзор (полное наименование - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) является тем государственным органом, который организует и осуществляет различные виды федерального государственного надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка (п.п. 1, 5.1, 5.9 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение N 322), а также пп. "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"). Это, в том числе, следующие виды надзора:
1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2. Надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
3. Надзор в области защиты прав потребителей.
4. Надзор за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров.
5. Надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза.
В рамках какого из надзоров и к кому именно может явиться с проверкой должностное лицо Роспотребнадзора?
1. Санитарно-эпидемиологический надзор (п. 5.1.1. Положения N 322) - это надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Санитарное законодательство состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 3 Закона N 52-ФЗ). В настоящее время установлены санитарно-эпидемиологические требования (они еще называются санитарными правилами - см. абз. 11 ст. 1 Закона N 52-ФЗ) к любой продукции (и производственно-технического назначения, и для личных и бытовых нужд, включая пищевую продукцию и ее сырье), к воде, водным объектам и водоснабжению, воздуху, почвам, организации питания, программам и режимам воспитания и обучения детей, условиям труда, эксплуатации зданий и помещений и т.п. (см. главу III Закона N 52-ФЗ).
Все индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац 2 ст. 11 Закона N 52-ФЗ). Следовательно, любой хозяйствующий субъект, который производит, продает какую-либо продукцию, эксплуатирует здания и помещения и (или) использует человеческий труд, становится участником правоотношений по исполнению санитарных правил. Надзор за соблюдением санитарных норм работодателями прямо предусмотрен ст. 368 ТК РФ. Таким образом, любое юридическое лицо и любой предприниматель может быть проверен Роспотребнадзором в рамках санитарно-эпидемиологического надзора (исключение составляют организации отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях РФ, а также военные и аналогичные объекты. В их отношении тоже осуществляется надзор, но не Роспотребнадзором, а иными органами власти и их подразделениями - см. п. 2 ст. 46 Закона N 52-ФЗ).
Данный вид надзора, включая организацию и проведение проверок юрлиц и предпринимателей, осуществляется согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ (п. 7 ст. 46 Закона N 52-ФЗ, п. 11 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 (далее - Положение N 476)).
Положения Закона N 294-ФЗ не применяются к действиям Роспотребнадзора при расследовании причин возникновения эпидемий и массовых отравлений (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
2. Государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", далее - Закон N 29-ФЗ), порядок проведения которого установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 (далее - Положение N 987). Надзору подлежит:
а) сама пищевая продукция (это в том числе продукты детского и диетического питания, пищевые добавки и БАД, продовольственное сырье, бутилированная питьевая вода, напитки, жевательная резинка - см. ст. 1 Закона N 29-ФЗ),
б) материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами и применяемые для их изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации (в том числе технологическое оборудование, приборы и устройства, посуда, столовые принадлежности),
в) парфюмерная и косметическая продукция, средства и изделия для гигиены полости рта,
г) табачные изделия,
д) условия изготовления, оборота и употребления (использования) вышеозначенной продукции, а также утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции (п. 1 Положения N 987).
При этом конкретно за Роспотребнадзором закреплен следующий сектор надзора:
- за пищевой ценностью пищевых продуктов;
- за их безопасностью, а равно за безопасностью условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления;
- за безопасностью услуг в сферах розничной торговли и общественного питания;
- за условиями утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции;
- за организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции;
- за условиями и качеством питания населения (пп. "а" п. 1 упомянутого Постановления N 987).
Таким образом, каждый хозяйствующий субъект, участвующий в обороте пищевой и сопутствующей продукции, оказывается потенциальным объектом проверки Роспотребнадзора в рамках рассматриваемого вида надзора. Насколько часто и как тщательно будут проверять, каков будет объем лабораторных исследований при проверке? Ответ в определенной мере зависит от того, к какому конкретному классу опасности (по потенциальному риску вреда здоровью потребителей) относится пищевая продукция, с которой работает проверяемое лицо. Во всяком случае, при организации плановых проверок (а главное, при планировании их внутреннего содержания) Роспотребнадзор обязан исходить из того, к какому классу опасности относится конкретная пищевая продукция (п. 5.9 и п. 7.1 Методических рекомендации, утв. приказом Роспотребнадзора от 18.01.2016 N 16, далее - Рекомендации). Например, продукция, относимая к категории среднего риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 50% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке (п. 7.5 Рекомендаций). Вообще, вся пищевая продукция, которая обращается на потребительском рынке РФ, классифицируется по шкале, предусматривающей шесть классов опасности, в зависимости от степени риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь, связанных с нарушением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (п. 4.7, п. 5.8, п. 6.4 Рекомендаций). Методики классификации пищевой продукции приведены в п.п. 5 и 6 указанных Рекомендаций.
Полномочия Роспотребнадзора осуществлять надзор в области безопасности и качества пищевой продукции, хотя и не упомянуты в Положении N 322, закреплены в п. 1 ст. 13 Закона N 29-ФЗ, п. 2 Положения N 987, пп. "а" п. 1 самого постановления Правительства РФ N 987.
Данный вид надзора, включая организацию и проведение проверок юрлиц и предпринимателей, осуществляется согласно нормам Закона N 294-ФЗ и Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) (п. 35 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, п. 2 ст. 13 Закона N 29-ФЗ).
3. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (п. 5.1.2. Положения N 322, а также п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утв. постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412) - это надзор:
- во-первых, за соблюдением прав потребителей изготовителями (исполнителями работ и услуг), продавцами, дилерами, импортерами;
- во-вторых, за соответствием товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды (п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", далее - Закон N 2300-I).
Перечень актов, соблюдение которых оценивается в рамках надзора за защитой прав потребителя, размещен на официальном сайте Роспотребнадзора.
Очевидно, что в рамках данного надзора Роспотребнадзор может проверить любых предпринимателя или организацию, имеющих дело с товарами (работами, услугами) потребительского спроса. Под потребителем закон понимает гражданина, который приобретает и использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 3 преамбулы Закона N 2300-I). Поэтому главными и самыми многочисленными субъектами проверок (в рамках рассматриваемого надзора) будут лица, занимающиеся розничной торговлей (производители соответствующих услуг), а предметом проверок - соблюдение прав потребителей, установленных ГК РФ и Законом N 2300-I. Вторая категория проверяемых - это производители товаров, предназначенных для личного, домашнего, семейного пользования, а предмет их проверок - качество и безопасность производимых товаров (услуг, работ) для жизни и здоровья людей и окружающей среды.
В рамках данного надзора, помимо прочего, проверяется соблюдение правил оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ (пп. "д" п. 7 Положения N 412), которые упомянуты в ст. 39.1 Закона N 2300-I.
Данный вид надзора, включая организацию и проведение проверок юрлиц и предпринимателей, осуществляется согласно нормам Закона N 294-ФЗ (п. 3 ст. 40 Закона N 2300-I).
С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора введен риск-ориентированный подход (п. 26 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). В настоящий момент данный подход применяться не может: он предполагает разную частоту проверок для разных субъектов в зависимости от конкретных присвоенных им категорий риска (см. ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ), при этом критерии присвоения этих категорий риска пока не утверждены (проекты соответствующих актов должны появиться к 15 мая 2017 года, см. пп. "л" п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
4. Надзор за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров (п. 5.1.3. Положения N 322). Согласно ст. 26.2 Закона N 2300-I правила продажи отдельных видов товаров устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует несколько постановлений Правительства РФ, определяющих эти правила (см. Справку о правилах продажи отдельных видов товаров). Они устанавливают, во-первых, общие правила осуществления розничной торговли любыми товарами (например, об оформлении ценников или о наличии книги отзывов (п. 19 и п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, далее - Правила N 55)). Во-вторых, ими установлены правила к определенным методам продаж (например, к продажам через Интернет (см. Правила продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, далее - Правила N 612). В-третьих, они содержат правила, применимые к торговле некоторыми определенными группами товаров (лекарства, оружие, ювелирные изделия и прочие - см. главы 8, 13, 7 Правил N 55).
Учитывая сказанное, в рамках данного вида надзора Роспотребнадзор придет к любому розничному продавцу, который обязан соблюдать установленные требования к ознакомлению покупателей с товарами, их рассортировке, сортировке и (иногда) выкладке, предоставлении различной информации о товаре, оформлении ценников, предпродажной подготовке, проверке, предложении услуг по доставке товара и прочему. Полномочия Роспотребнадзора по контролю за соблюдением таких правил дополнительно дублируются в текстах самих правил (например, см. п. 24 Правил N 55; п. 37 Правил N 612 и другие).
Похожие (но не дублирующие) полномочия могут быть у иных проверяющих органов. Так, например, Роспотребнадзор проверит аптеку на соблюдение именно правил продажи лекарственных средств (глава 8 Правил N 55). В то же время Росздравнадзор проверит ту же аптеку на соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов (п. 5.1.4.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323). В рамках госнадзора за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции Росалкогольрегулирование может проверить, например, розничного продавца пива, но за исключением надзора за соблюдением им санитарных правил, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также в части соответствия алкогольной продукции требованиям технических регламентов (п. 5.3.8 Положения о Росалкогольрегулировании, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).
Данный вид надзора, хоть и упомянут в качестве самостоятельного надзора в п. 5.1.3. Положения N 322 (и в ряде других актов), осуществляется не сам по себе, а в рамках иных видов государственных надзоров. Это следует из перечня мероприятий, проводимых при осуществлении:
- федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (см. подп. "д" п. 7 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утв. постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412 (далее- Положение N 412);
- государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (см. абзац 3 пп. "а" п. 6 Положения N 987).
Следовательно, этот вид надзора также проводится согласно нормам Закона N 294-ФЗ, включая организацию и проведение проверок юрлиц и предпринимателей (п. 3 ст. 40 Закона N 2300-I), при этом к проверкам в рамках надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов применяются также положения Закона N 184-ФЗ (п. 2 ст. 13 Закона N 29-ФЗ, п. 9 Положения N 987).
5. Надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза (п. 5.9. Положения N 322).
Исторически этот надзор был предусмотрен документами ЕврАзЭС 2010 года (см. ст. 10 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.) и ст. 6 более раннего Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января 2008 г.). Однако с 1 января 2015 года данные документы не действуют (см. п. 39 Протокола о прекращении действия международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства, являющегося приложением N 33 к Договору Евразийском экономическом союзе). В настоящее время надзор за требованиями ТР ТС предусмотрен, по мнению Роспотребнадзора, п. 4 ст. 57 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (см. письмо от 12.03.2015 N 09-4856-15-16).
При этом Правительство РФ своими постановлениями определяет конкретные уполномоченные органы, призванные надзирать за конкретным техническим регламентом ТС (см., например, постановление Правительства РФ от 02.07.2013 N 553 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна").
В настоящее время Роспотребнадзор уполномочен надзирать за соблюдением 20 технических регламентов Таможенного Союза (подробнее см. справку). В этих постановлениях также указывается, в рамках какого из видов надзора Роспотребнадзор призван контролировать соблюдение данного конкретного техрегламента. Как правило, указываются федеральные санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, реже - только один из них (например, п. 4 упомянутого выше Постановления N 553)
Конкретный порядок, регламентирующий механизм организации и проведения проверок за соблюдением требований технических регламентов, в настоящее время специально не определен. Поэтому Роспотребнадзор при осуществлении указанного вида надзора руководствуется положениями Закона N 294-ФЗ и Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (см. письмо Роспотребнадзора от 16.07.2013 N 01/8021-13-32 "Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов", далее - Письмо от 16.07.13). Отметим, что право Роспотребнадзора принимать меры, предусмотренные Законом N 184-ФЗ, отдельно закреплено в п. 9 Положения N 412, п. 9 Положения N 987 - соответственно в рамках надзора за соблюдением прав потребителей и в рамках госнадзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов (см. также п. 7 ст. 15 Закона N 52-ФЗ).
Предметом государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов являются объекты технического регулирования, т.е. продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (п. 1 ст. 33 Закона N 184).
Если такие проверки проводятся в рамках санитарно-эпидемиологического надзора, то проверяются и продукция, и связанные с нею процессы. Если проверка проходит в рамках надзора в области защиты прав потребителей, то проверяется только продукция (товары) - на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность товаров и предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение (Письмо от 16.07.2013).
В обоих случаях надзор за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции и связанных с ней процессов должен осуществляться исключительно на стадии обращения продукции (п. 2 ст. 33 Закона N 184), то есть движения продукции от изготовителя к конечному приобретателю, в том числе потребителю (Письмо от 16.07.13).
Очевидно, что в рамках данного вида надзора Роспотребнадзор может прийти к любому предпринимателю (организации), занимающейся реализацией такой продукции, которая подлежит регулированию в соответствии с конкретным техрегламентом. Если же в момент проверки Роспотребнадзор не наделен правами уполномоченного органа в отношении этого техрегламента, то и проверять его соблюдение Роспотребнадзор не вправе (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.02.2013 N Ф04-6746/12).
6. Контроль наличия обязательной информации об энергоэффективности на этикетке товара, в маркировке и в прилагаемой к товару документации (п. 5.1.8. Положения N 322, также пп. "б" п. 3 Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 N 318). Законодательство об энергосбережении требует, чтобы бытовые электроприборы (и отечественные, и импортные) содержали информацию о классе их энергетической эффективности на своих этикетках, в маркировке, а также в прилагаемой технической документации (ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 261-ФЗ). Перечень видов товаров, на которые распространяется данное требование, утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222; кроме того, существует перечень категорий товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности (см. приказ Минпромторга России от 07.09.2010 N 769, а также информацию Роспотребнадзора от 11.06.2015 "О видах товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности"). Утверждены и действуют специальные правила включения этой информации в документацию, маркировки и нанесения этой информации на его этикетку (см. приказ Минпромторга России от 07.09.2010 N 768). Производители и импортеры определяют этот класс (либо иную характеристику энергоэффективности, например, КПД) самостоятельно в соответствии с утвержденными правилами (см. приказ Минпромторга России от 29.04.2010 N 357). Реализация товаров без информации об их энергетической эффективности (если её наличие обязательно), а равно ввоз и выпуск производителем такого товара запрещены (ч. 1 и ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ). Следовательно, в рамках рассматриваемого вида контроля Роспотребнадзор справе проверить любого хозяйствующего субъекта в сфере оборота бытовых электроприборов (за некоторыми исключениями, которые предусмотрены Приложением N 2 к упомянутому приказу Минпромторга N 357).
Данный вид государственного контроля, включая организацию и проведение проверок юрлиц и предпринимателей, осуществляется согласно нормам Закона N 294-ФЗ (ч. 2 ст. 28 Закона N 261-ФЗ).
7. Федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке (п. 5.1.6. Положения N 322).
В настоящее время специальное нормативно-правовое регулирование указанного вида надзора отсутствует. Существует письмо Роспотребнадзора от 21.11.2006 N 0100/12292-06-32 "О порядке подтверждения соответствия качества и безопасности муки" (далее - Письмо от 21.11.2006). Этим письмом направлен для руководства и исполнения разработанный Роспотребнадзором "Порядок подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) на территорию РФ, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв" (далее - Порядок).
Порядок разрешает должностным лицам уполномоченных органов беспрепятственно посещать граждан и юридических лиц, которые осуществляют деятельность по производству, закупке, хранению, транспортированию и реализации продуктов переработки зерна, а также:
- получать от них информацию, касающуюся качества продуктов переработки зерна;
- проводить отбор проб продуктов переработки зерна для определения их качества;
- давать указанным гражданам и юридическим лицам предписание об устранении нарушений законодательства;
- запрещать реализацию продуктов переработки зерна, качество которых не соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарно-гигиенических правил и нормативов, давать рекомендации о дальнейшем их использовании (п. 21 Порядка).
Однако указанный акт (письмо) Роспотребнадзора не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и не был официально опубликован, что противоречит требованиям п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ). Кроме того, Роспотребнадзор был вправе (на дату Письма) издавать собственные НПА в виде приказов и постановлений, но никак не писем (см. п. 9.7. Положения N 322, а также приказ Роспотребнадзора от 16.12.2005 N 797). Следовательно, согласно п. 10 Указа, Письмо от 21.11.2006 не должно влечь правовые последствия как не вступившее в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний; на него нельзя ссылаться при разрешении споров.
Таким образом, при осуществлении указанного вида надзора Роспотребнадзор должен руководствоваться общими положениями о проведении государственного надзора (главным образом, Законом N 294-ФЗ). Очевидно, что в рамках рассматриваемого надзора Роспотребнадзор может проверить любых хозяйственных субъектов, которые поставляют муку, макаронные и хлебобулочные изделия в рамках государственных контрактов.
8. Государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 5.1.9. Положения N 322, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", далее - Закон N 436-ФЗ).
Закон N 436-ФЗ определяет виды указанной вредной информации (см. ст. 5). Такая информация запрещена к распространению либо среди всех вообще детей, либо среди детей определенных возрастов (ч. 1 ст. 5 Закона N 436-ФЗ). Поэтому практически*(1) вся информационная продукция (а это предназначенные для оборота на территории РФ печатная, аудиовизуальная, продукция СМИ, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая через "Интернет" и др. - см. п. 5 ст. 2 Закона N 436-ФЗ) до начала ее оборота должна быть отклассифицирована (ч. 1 ст. 6 Закона N 436-ФЗ) по категориям, предназначенным для потребителей разных возрастов. Производители и (или) распространители самостоятельно занимаются классификацией. Затем на продукцию наносится специальный знак ("возраст плюс") и (или) текстовое предупреждение о категории, причем существуют специальные требования к их нанесению, например, в части размера знака или языка, на котором пишется предупреждение (ст. 12 Закона N 436-ФЗ). Сведения о классификации информационной продукции указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на нее (ч. 6 ст. 6 Закона N 436-ФЗ). Оборот информационной продукции без знака и предупреждения запрещен, за установленными исключениями (ч. 4 ст. 11 Закона N 436-ФЗ), при этом под оборотом понимается её предоставление и (или) распространение, включая ее продажу, аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение, распространение посредством связи и вещания (п. 12 ст. 2 Закона N 436-ФЗ).
Роспотребнадзор контролирует реализуемую потребителям информационную продукцию, и только в части, во-первых, размещения знака информационной продукции, а во-вторых, указания в сопроводительных документах на нее сведений, полученных в результате классификации (п. 5.1.9 Положения N 322). Следовательно, в рамках такого контроля Роспотребнадзор может проверить очень широкий спектр субъектов: розничных продавцов книг, газет, журналов, дисков, а также библиотеки, кинотеатры и прочих лиц, занятых розничной реализацией информационной продукции.
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют, помимо Роспотребнадзора, иные контролирующие органы (ст. 20 Закона N 436-ФЗ):
Рособрнадзор - за соблюдением образовательными организациями требований к информационной продукции, используемой в образовательном процессе (п. 5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594);
Роскомнадзор - за соблюдением требований к производству и выпуску СМИ, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством ИТС (включая "Интернет") и сетей подвижной радиотелефонной связи, за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором (пп. 5.1.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).
Данный вид госконтроля, включая организацию и проведение проверок юрлиц и предпринимателей, осуществляется согласно нормам Закона N 294-ФЗ. Соответствующее положение ч. 2 ст. 20 Закона N 436-ФЗ было исключено федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ. Однако это вытекает из системного толкования Закона N 294-ФЗ, который не выводит данный вид контроля из-под своего действия (см. ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ) и ряда подзаконных актов (пп. 5 п. 4 Административного регламента Роспотребнадзора, утв. его приказом от 16.07.2012 N 764; абз. 7 п. 5 Административного регламента Роскомнадзора, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 10.04.2013 N 81; абз. 4 п. 4 Административного регламента Рособрнадзора, утв. приказом Минобрнауки России от 28.09.2016 N 1230).
_________________________
*(1) Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 436-ФЗ некоторые виды инфопродукции не нужно классифицировать (в частности, нормативно-правовые акты; научную и статистическую информацию; шедевры, имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества)
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Памятка: встречаем проверяющих Роспотребнадзора
Полномочия Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора)
Структура органов и должностные лица Роспотребнадзора
Применение риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах