Плановая проверка Роспотребнадзором
Организация и проведение плановой проверки осуществляются в соответствии с Законом N 294-ФЗ, Положением N 476 и Регламентом N 764*(1).
С введением риск-ориентированного подхода стало непросто определить периодичность плановых проверок Роспотребнадзора в отношении конкретного предприятия. Дело в том, что в руках этого ведомства сосредоточено несколько видов надзора, при этом для проверок в рамках санитарно-эпидемиологического надзора установлена своя периодичность, а для остальных (например, в области надзора за соблюдением прав потребителей) - своя. Периодичность "санитарных" плановых проверок будет зависеть от категории риска, которая присвоена конкретному объекту надзора, а периодичность остальных плановых проверок - нет. Поэтому, теоретически*(2), могут быть ситуации, когда Роспотребнадзор приходит на предприятие, к примеру, раз в четыре года - с "санитарной" проверкой, и еще раз в три года - с проверкой в рамках других сфер надзора. Кроме того, в 2016-2018 годах действует мораторий на проведение плановых проверок малого и среднего бизнеса (ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Периодичность плановых проверок Роспотребнадзора во всех других сферах установлена ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ (см. также п. 14 Регламента N 764). Конкретного субъекта включат в План проверок на следующий календарный год, если для этого имеются следующие законные основания:
1. Истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
2. Истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой (но не "санитарной") проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
3. Истечение трех лет со дня начала осуществления организацией (предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Виды деятельности, требующие соблюдения уведомительного порядка, установлены. п. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ, а конкретные виды работ в рамках этих видов и госорганы, куда следует направлять уведомления, определены в Перечне работ и услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584. Например, уведомление в Роспотребнадзор необходимо подать лицу, которое предполагает открыть парикмахерскую, фотосалон, турагентство или магазинчик (см. п. 3 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. названным Постановлением N 584, и п.п. 11, 9, 67 и 13 вышеуказанного Перечня).
Одна организация может включаться в план несколько раз - как по месту нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности (филиал, подразделение, представительство). Судебная практика исходит из того, что в этом случае трехлетний срок между плановыми проверками организации должен исчисляться с даты проведения плановой проверки в отношении каждого из филиалов, представительств юридического лица (на основании ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N Ф08-7759/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2012 N Ф04-3349/12). При этом может не соблюдаться трехлетний срок со дня создания именно проверяемого филиала (если головная организация его "достигла"), см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2014 N Ф03-907/14. Роспотребнадзор придерживается мнения, что если "непроверенный" филиал ликвидируется, а вместо него создается новый филиал, то плановую проверку этого нового филиала можно проводить и до истечения трехлетнего срока с момента создания нового филиала (Обзор практики Роспотребнадзора за 2016 год).
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что по истечении трехлетнего срока (после окончания предыдущей проверки) надзорный орган еще не может проверять объект, а лишь вправе включить его в План проверок на следующий год (см. постановление от 11.01.2016 N 16-АД15-9).
Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями: если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты ранее наказывались за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности, либо их лицензия была аннулирована или приостановлена. Также мораторий не распространяется на субъектов, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и энергоэффективности, а также в социальной сфере, проверки которых осуществляются с периодичностью, установленной Перечнем N 944. Если юридическое лицо (предприниматель) полагает, что проверка в его отношении включена в план незаконно, то оно вправе заявить Роспотребнадзору о необходимости его исключения из ежегодного плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. Чтобы прекратить начавшуюся плановую (только плановую!) проверку, проверяемое лицо должно предоставить должностным лицам Роспотребнадзора документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). При этом никакой дополнительной проверке со стороны проверяющих такие документы не подлежат, но должны учитываться факты, перечисленные в ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ. Факт прекращения проверки и сведения об основаниях для этого фиксируются в соответствующем акте (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Ежегодный план проверок разрабатывается в порядке, установленном статьей 9 Закона N 294-ФЗ и Правилами подготовки органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила N 489) на основании предложений территориальных органов Роспотребнадзора и утверждается Главным государственным санитарным врачом РФ (п. 28 Регламента N 764).
При этом периодичность, формы и объем лабораторного сопровождения плановых проверок устанавливаются Роспотребнадзором в зависимости от классификации проверяемых объектов по критерию причинения потенциального вреда здоровью граждан (п. 1.1 Методических рекомендаций MP "Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий", утв. приказом Роспотребнадзора от 30.09.2015 N 1008).
Ежегодный план проверок не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, публикуется на официальном сайте Роспотребнадзора (его территориальных органов) в сети Интернет http://rospotrebnadzor.ru/ (на страничке Плана осуществляется автоматический поиск по наименованию ИП/ЮЛ, а также ИНН, ОГРН), а также на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет" (ч.ч. 5, 7 и 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 6 Правил N 489, п. 28 Регламента N 764). В нем должны содержаться (ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, Приложение к Правилам N 489):
- наименования организаций (ФИО индивидуальных предпринимателей), ОГРН, ИНН;
- адреса фактического осуществления деятельности лиц, которые Роспотребнадзор намерен проверить в течение года;
- цель и основание проверки;
- дата начала и сроки её проведения;
- форма проведения проверки;
- наименования иных органов контроля и надзора, совместно с которыми будет проводиться проверка.
Следует помнить, однако, что в ежегодный план могут вноситься изменения по основаниям и в порядке, предусмотренным п. 7 Правил N 489.
Информация о плановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, будет внесена в Единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о проверке (п. 16 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Плановая проверка лиц, подлежащих проверке и являющихся членами СРО, проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов этой СРО и не менее чем двух её членов в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами (ч. 10 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 41 Регламента N 764).
Плановая проверка проводится Роспотребнадзором в форме документарной или выездной проверки (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 41 Регламента N 764). При определенных обстоятельствах плановая документарная проверка может иметь продолжение в форме внеплановой выездной (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Согласно ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о плановой проверке и сроках её проведения проверяемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дней до её начала (согласно п. 41 Регламента N 764 - не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения).
Роспотребнадзор может направить копию распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, отослать по E-mail в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (по тому электронному адресу который либо содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП), либо уже ранее представлялся в Роспотребнадзор для связи), вручить копию непосредственно руководителю или уполномоченному лицу, а может воспользоваться иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 41 Регламента 764).
Общее ограничение времени проведения плановой проверки (выездной или документарной) составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), но общий срок плановых выездных проверок малого и микропредприятия не может превышать, соответственно, 50 и 15 часов в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 16, п. 18 Регламента N 764). Выездные плановые проверки малых и микропредприятий, кроме того, можно приостанавливать на срок не более 10 рабочих дней, если Роспотребнадзор запросил необходимые доля проведения проверки документы у иных органов госвласти и местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Увеличение срока плановой выездной проверки допускается законодательством в исключительных случаях (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). К таким относятся случаи, связанные с необходимостью проведения:
1) санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований и (или) испытаний и иных видов оценок;
2) экспертизы качества продукции;
3) санитарно-эпидемиологических расследований (п. 20 Регламента 764).
Проведение Роспотребнадзором плановой проверки, не включенной в ежегодный план, а также без предварительного уведомления о её проведении относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Если Роспотребнадзор пытался провести плановую выездную проверку, но не смог ее осуществить по вине проверяемого (т.е. из-за отсутствия руководителя лица или лично ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность), то об этом составляется специальный акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В указанном случае Роспотребнадзора вправе в ближайшие три месяца заново появиться с проверкой, причем ведомство не станет менять план проверок и - на этот раз - не будет заранее предупреждать о своем визите.
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утв. приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
*(2) На практике вполне возможно и обратное явление: в целях экономии сил чиновники Роспотребнадзора могут назначать проверки с наименьшей возможной частотой, то есть как можно реже, при этом во время одной такой проверки будет проверено соблюдение всех "подведомственных" требований вообще.
Тема
Процедура проведения проверки Роспотребнадзором
См. также
Применение риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок
Распоряжение о проведении проверки Роспотребнадзором
Уведомление проверяемого лица о проведении проверки Роспотребнадзором
Срок проведения проверки Роспотребнадзором
Документарная проверка Роспотребнадзором
Выездная проверка Роспотребнадзором
Внеплановая проверка Роспотребнадзором
Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.