Внеплановая проверка Роспотребнадзором
Организация и проведение внеплановой проверки осуществляется Роспотребнадзором в соответствии с Законом N 294-ФЗ и Регламентом N 764*(1).
Количество внеплановых проверок, в отличие от плановых, законом не ограничивается. На внеплановые проверки не распространяется мораторий, предусмотренный для субъектов малого бизнеса в 2016- 2018 годах (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Основания проведения внеплановых проверок такие:
1. Истечение срока исполнения организацией (предпринимателем) выданного ранее Роспотребнадзором предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 26 Регламента N 764). Предписание содержит в себе специальный срок, в течение которого лицо, получившее предписание, должно известить Роспотребнадзор о выполнении предписания (пп. 6 п. 70 Регламента N 764). Проверка, как правило, назначается не позднее одного месяца со дня окончания этого специального срока (п. 71 Регламента N 764), но может быть назначена и позже, что не влияет на законность ее проведения (постановление Восьмого ААС от 20.05.2014 N 08АП-2784/14). Во время этой проверки Роспотребнадзор проверяет только исполнение своего предписания, а выявлять новые нарушения запрещено (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
2. Мотивированное представление должностного лица Роспотребнадзора о необходимости проведения внеплановой проверки в связи с изученными либо предварительно проверенными обращениями и заявлениями граждан или юридических лиц, сведениями от органов власти и органов МСУ, из СМИ о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 26 Регламента N 764).
Указанные заявления и сообщения не должны быть анонимными, и при наличии обоснованных сомнений в авторстве такого обращения Роспотребнадзор должен приять разумные меры к установлению обратившегося лица (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017). Если будет установлена анонимность сообщения (обращения, жалобы), то работа с ним прекращается, а проверка, если она вдруг уже началась, должна быть прекращена (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Обращения по интернету вообще не рассматриваются как поводы для проверки, если они не были направлены с использованием средств ИКТ, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя во ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации" (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017).
Если же полученные Роспотребнадзором обращения содержат недостаточно полные сведения о фактах нарушений, ведомство проводит так называемую предварительную проверку поступившей информации: рассматривает имеющиеся у него документы, проводит контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемым (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017). Роспотребнадзор даже может запросить (в том числе устно, по телефону) какие-то сведения и пояснения у того самого лица, на действия которого поступила жалоба. Но поскольку это всего лишь предварительная проверка, отвечать Роспотребнадзору на запрос необязательно (однако это может быть в собственных интересах организации или ИП). Если предварительная проверка выявила достаточное количество данных, указывающих на нарушение обязательных правил, то подготавливается представление о назначении внеплановой проверки, а затем - обычное распоряжение (приказ) о проведении проверки (ч. 3.3 ст.10 Закона N 294-ФЗ). Наказать за нарушения, выявленные во время такой предварительной проверки, нельзя (ч. 3.3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, Обзор судебной практики Камчатского краевого суда за 4 кв. 2017 г., дело 7-181/2017).
3. Распоряжение главного государственного врача о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п.п. 3, 4 п. 26 Регламента N 764).
4. С 1 января 2017 появились еще два основания для проведения внеплановой проверки, однако именно Роспотребнадзор (по крайней мере, пока) не может ими воспользоваться: согласно п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в случае поступления в Роспотребнадзор заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования). Роспотребнадзор лицензирует деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний (кроме медицинских целей) и ГМО III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (кроме медицины). Однако соответствующие положения не предусматривают проведения внеплановой проверки соискателей.
Кроме того, согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится, если при проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с проверяемыми будут выявлены такие параметры деятельности, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора). Но это относится только к тем видам надзора, в которых применяется риск-ориентированный подход, а применительно к Роспотребнадзору это только санитарно-эпидемиологический надзор (см. перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). Однако пока Роспотребнадзором не утверждены ни соответствующие индикаторы риска, ни порядок оформления и содержания заданий, на основании которых должны проводиться упомянутые контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемыми лицами (ч. 4 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ). До восполнения этого пробела внеплановые проверки по основаниям, указанным в п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, проводиться не могут.
Проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки без законных оснований для ее проведения (включая проверку, организованную по анонимному сообщению) относится к категории грубых нарушений Закона N 294-ФЗ, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 42 Регламента N 764).
Проведение выездной внеплановой проверки в связи с информацией о причинении вреда жизни, здоровью граждан, возникновении ЧС природного и техногенного характера либо об угрозе причинения такого вреда, угрозе возникновения ЧС, проводится после её согласования с органами прокуратуры по месту деятельности проверяемых лиц (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 33 Регламента N 764). В ряде случаев в связи с необходимостью принятия неотложных мер должностные лица Роспотребнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении такой проверки (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 34 Регламента N 764):
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде,
- возникновение ЧС природного и техногенного характера,
- обнаружение нарушений обязательных требований в момент их совершения.
В этом случае прокурор согласовывает внеплановую проверку "постфактум", в день поступления соответствующих документов из Роспотребнадзора (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 34 Регламента N 764).
Предварительное уведомление лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному выше в п. 2, не требуется (ч.ч. 16, 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п.п. 42, 43 Регламента N 764). Кроме того, не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке тех организаций и предпринимателей, которые осуществляют производство или оборот пищевой продукции, и (или) оказывают услуг общественного питания (абз. 2 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). В остальных случаях Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемое лицо о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 42 Регламента N 764).
Проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки без предварительного уведомления о её проведении в случаях, когда такое уведомление необходимо, относится к категории грубых нарушений Закона N 294-ФЗ, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Информация о внеплановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, будет внесена в Единый реестр проверок, в зависимости от оснований конкретной проверки, не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о ней либо не позднее 5 рабочих дней со дня её начала (п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
Тема
Процедура проведения проверки Роспотребнадзором
См. также
Внеплановая проверка, проводимая в связи с обращением потребителя в Роспотребнадзор
Распоряжение о проведении проверки Роспотребнадзором
Согласование Роспотребнадзором проведения внеплановой проверки с прокуратурой
Уведомление проверяемого лица о проведении проверки Роспотребнадзором
Срок проведения проверки Роспотребнадзором
Документарная проверка Роспотребнадзором
Выездная проверка Роспотребнадзором
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.