Уведомление проверяемого лица о проведении проверки Роспотребнадзором
Обязательное уведомление проверяемого лица о предстоящей проверке предусмотрено законодательством при организации любых плановых проверок (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), а также при организации внеплановых, за исключением проверок, проводимых по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ: по жалобам от потребителей, права которых нарушены, либо в связи с получением Роспотребнадзором информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о возникновении природного и техногенного ЧС либо об угрозе причинения такого вреда и возникновения таких ЧС (ч.ч. 16, 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. 2, 3 п. 41, п. 42 Регламента N 764*(1)). Кроме того, Роспотребнадзор не предупреждает о проведении выездной внеплановой проверки тех организаций и предпринимателей, которые осуществляют производство или оборот пищевой продукции, и (или) оказывают услуг общественного питания (абз. 2 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Таким образом, Роспотребнадзор обязательно уведомляет о внеплановой проверке (не в пищевой сфере!), если она организована:
1. В связи с истечением срока исполнения выданного ранее предписания Роспотребнадзора об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
2. В соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, если готовится внеплановая выездная проверка члена СРО, Роспотребнадзор обязан уведомить о проверке данную СРО (чтобы дать ей возможность участвовать или присутствовать при проведении проверки) (ч. 18 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. 3 п. 41 Регламента N 764).
О проверке уведомляется именно проверяемое лицо, а уведомление его подразделения (даже если проверка придет именно по адресу подразделения) не признается надлежащим (постановление Одиннадцатого ААС от 18.09.2013 N 11АП-12646/13). Однако уведомление признается надлежащим, если оно вручено такому должностному лицу подразделения, которое обладает полномочиями по представлению интересов проверяемого лица (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.01.2011 N Ф03-9325/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N Ф08-7759/12).
Сроки уведомления
Согласно ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о плановой проверке и сроках её проведения проверяемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до её начала (согласно п. 41 Регламента N 764 - не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения).
О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Роспотребнадзором не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 42 Регламента N 764).
Форма и способ уведомления
Часть 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ предписывает уведомлять о проведении плановой проверки вполне определенным способом - путем направления заверенной копии распоряжения главного государственного санитарного врача о начале проведения плановой проверки. Направление для целей уведомления копии, не заверенной надлежащим образом, согласно ст. 20 Закона N 294-ФЗ не является грубым нарушением, влекущим признание результатов проверки недействительным, и не свидетельствует о нарушении прав проверяемого лица (постановление ФАС Уральского округа от 30.07.2012 N Ф09-6302/12).
Закон рекомендует направить копию распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по E-mail в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленным по адресу электронной почты организации, ИП, если такой адрес либо содержится соответственно в ЕГРЮЛ (ЕРГИП), либо уже ранее представлялся в Роспотребнадзор для связи, но можно воспользоваться иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 41 Регламента N 764), например, вручить копию распоряжения непосредственно руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу, уполномоченному представителю юридического лица с получением расписки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения.
Суды признают надлежащими также такие способы уведомления о проверке, как
- электронная почта, если Роспотребнадзор может доказать принадлежность адреса проверяемому лицу (см. постановления Девятого ААС от 28.04.2014 N 09АП-9788/14; Десятого ААС от 21.06.2013 N 10АП-3119/13);
- факсимильная связь (см. постановления Тринадцатого ААС от 11.06.2014 N 13АП-8794/14, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N Ф08-7759/12);
- телефонограмма. Детализация телефонных разговоров при отсутствии надлежаще оформленной телефонограммы не может служить доказательством извещения (см. постановление Шестого ААС от 13.09.2013 N 06АП-4453/13).
Законодательство не регламентирует форму уведомления о проведении внеплановой выездной проверки. Согласно ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ и п. 49 Регламента N 764 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются любым доступным способом, в т.ч. подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью электронным документом, направленным по тому адресу электронной почты, который либо содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП), либо уже ранее представлялся в Роспотребнадзор для связи. На практике Роспотребнадзор информирует о внеплановой проверке так же, как и при плановой, то есть посредством направления копии распоряжения о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение (нарочным, заказным письмом с уведомлением о вручении, факсограммой и т.п.).
Проведение проверки без предварительного уведомления о её проведении, в случае если такое уведомление обязательно, относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Информация об уведомлении проверяемого лица с указанием даты и способа уведомления вносится в Единый реестр проверок (п. 18 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.