Документарная проверка Роспотребнадзором
Проведение проверки в документарной форме осуществляется Роспотребнадзором в соответствии с Законом N 294-ФЗ и Регламентом N 764*(1).
Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Особенностью документарной проверки является то, что в ее рамках Роспотребнадзор исследует документы (имеющиеся у него и представленные проверяемым) без выезда на место осуществления деятельности проверяемым лицом (ч. 1, ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
В начале документарной проверки сотрудники Роспотребнадзора рассматривают уже имеющиеся у них документы. Это, как правило, представленные в Роспотребнадзор уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, ранее выданные предписания, материалы административных дел в отношения проверяемого лица и иные материалы. В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки проверяемому лицу направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, абз. 3 п. 44 Регламента N 764). Конкретный перечень запрашиваемых документов и информации определяется исходя из цели проводимой проверки, а также в зависимости от объема уже имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора документов.
Однако Роспотребнадзор не вправе запрашивать такие сведения и документы, которые могут быть получены им от иных надзирающих государственных органов (ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ), в том числе включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), например, сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), сведения о среднесписочной численности работников (п. 133), выписки из ЕГРП (п.п. 88 - 90), сведения о кодах статистики (п. 106), сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию и разрешения на строительство (п. 22 и п. 23), сведения из реестров сертификатов соответствия и деклараций соответствия (п. 99, п. 100), выписку из сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (п. 70), сведения из рестра лицензий на пассажирские перевозки (п. 126) и иные.
Также не вправе проверяющие требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Впрочем, проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Одновременно с запросом направляется заверенная печатью копия распоряжения о проведении документарной проверки. Запрос и копия распоряжения направляются любым доступным способом, позволяющим подтвердить их получение (нарочным, заказным письмом с уведомлением, посредством факсимильной связи и т.п.).
Проверяемая организация или предприниматель обязаны представить истребуемые документы вместе со всеми пояснениями не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Регламента N 764).
Непредставление запрошенных документов в указанный срок может повлечь административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (в отношении проверяемого лица и (или) его виновных должностных лиц).
Истребуемые документы следует представить в Роспотребнадзор в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя. Нотариально заверять копии документов, а также предоставлять их оригиналы не нужно (ч. 6, ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п.п. 45, 46 Регламента N 764).
Согласно ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ организация, ИП вправе представить запрошенные документы в электронной форме, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (см. также абз. 2 п. 46 Регламента N 764).
Запрашиваемые документы должны быть представлены руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) лично. Если документы будет предоставлять иное должностное лицо или уполномоченный представитель, то у него должна быть доверенность на право представлять интересы организации (предпринимателя) в Роспотребнадзоре, оформленная в соответствии с требованиями ст. 185 ГК РФ.
Требование должностного лица Роспотребнадзора о представлении ему документов и информации, которые не относятся к предмету проверки, является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, влекущим отмену результатов проверки по заявлению организации или предпринимателя (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Предоставленные документы рассматриваются Роспотребнадзором. Когда достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения содержат ошибки или противоречия, то Роспотребнадзор запрашивает дополнительные пояснения в письменной форме, которые должны быть представлены в течение десяти рабочих дней (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 47 Регламента N 764). Проверяемое лицо вместе с пояснениями также вправе представить дополнительно любые другие документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов и информации (ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 47 Регламента N 764).
Если представленные документы и письменная информация позволяет сделать выводы по результатам проверки, то должностное лицо Роспотребнадзора вызовет руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Одновременно будет внесена запись в журнал учета проверок (если он имеется у проверенного лица и руководитель или предприниматель принесут журнал с собой): сведения о наименовании органа Роспотребнадзора, о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях, а также ФИО и должности должностного лица (должностных лиц), проводивших проверку, и их подписи (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 65 Регламента N 764).
Если же необходимые для проведения проверки документы и пояснения, представлены не будут, либо после их рассмотрения будут установлены признаки нарушений обязательных требований, то Роспотребнадзор вправе продолжить проведение проверки в выездной форме (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, абз. 4 п. 47, также пп. 3 п. 30 Регламента N 764). Для этого главным государственным санитарным врачом (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение внеплановой выездной проверки сроком не более чем на 20 рабочих дней. В таком случае общий срок всей проверки (документарной и выездной) будет составлять до 40 рабочих дней. А результаты всей проверки оформляются одним актом проверки по завершении выездной проверки (п. 61 Регламента N 764).
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
Тема
Процедура проведения проверки Роспотребнадзором
См. также
Плановая проверка Роспотребнадзором
Внеплановая проверка Роспотребнадзором
Распоряжение о проведении проверки Роспотребнадзором
Уведомление проверяемого лица о проведении проверки Роспотребнадзором
Срок проведения проверки Роспотребнадзором
Выездная проверка Роспотребнадзором
Формы документов
Доверенность на представление интересов работодателя при проведении проверки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.