Акт проверки Роспотребнадзора
По результатам каждой завершенной*(1) проверки должностным лицом, проводившим проверку, обязательно составляется акт (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Акт проверки составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (п. 61 Регламента N 764*(2)).
В акте проверки указываются (ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 764):
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование Роспотребнадзора (его территориального органа, проводившего проверку);
- дата и номер распоряжения о проведении проверки;
- Ф.И.О. и должности должностных лиц, проводивших проверку;
- наименование проверяемого юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, а также Ф.И.О. уполномоченного должностного лица или представителя, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При проверке субъекта малого предпринимательства в акте указываются даты, точное время, продолжительность в часах и минутах нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки) (п. 9.12 Методических рекомендаций по применению норм Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103, далее - Методические рекомендации N 103),
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, уполномоченного должностного лица проверяемого объекта (либо предпринимателя, его представителя), о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
- сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала (п. 65 Регламента N 764);
- подпись проводивших проверку должностных лиц Роспотребнадзора. Если проверку осуществляли несколько лиц, то подписи на акте лишь одного из них недостаточно (постановление Восемнадцатого ААС от 02.04.2013 N 18АП-1090/13).
Если в ходе проверки проверяемое лицо само устранило выявленное нарушение, запись об этом также следует сделать в акте проверки (п. 9.2 Методических рекомендаций N 103).
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, акт проверки оформляется лицом, проводящим проверку. В то же время Регламент N 764 разрешает составление акта лицам, которые уполномочены на проведение проверки (но, возможно, фактически проверку не проводили) (п. 59). Акт проверки составляется непосредственно после её завершения (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 61 Регламента N 764). В исключительных случаях, когда необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз (исследований, испытаний и т.п.), акт составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения этих мероприятий (см. ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ; при этом п. 64 Регламента N 764 предписывает в таком случае оформлять акт не позднее трех рабочих дней после завершения именно проверки. Очевидно, что указанное противоречие должно разрешаться в пользу Закона N 294-ФЗ).
Акт проверки составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается под роспись руководителю (иному должностному лицу), индивидуальному предпринимателю или их уполномоченным представителям (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п.п. 61, 63 Регламента N 764).
Подпись руководителя (индивидуального предпринимателя), иного должностного лица или уполномоченного представителя в акте проверки означает лишь то, что руководитель ознакомлен с его содержанием и получил свой экземпляр акта. Сама по себе эта подпись не означает его согласия с изложенными в нем результатами и выводами, хотя отсутствие записей о замечаниях и возражениях по акту может расцениваться судом в совокупности с иными обстоятельствами в качестве такового (см. постановления ФАС Московского округа от 19.12.2013 N Ф05-15431/13, Девятого ААС от 05.12.2013 N 09АП-38816/13, Пятнадцатого ААС от 07.10.2013 N 15АП-11774/13, Первого ААС от 24.04.2014 N 01АП-1617/14). Если проверяемое лицо оставляет запись на акте проверки о несогласии с выявленными фактами, иные замечания и возражения, такая пометка также рассматривается судом как одно из доказательств по делу (см. постановление Одиннадцатого ААС от 10.07.2013 N 11АП-10577/13).
В случае отсутствия руководителя или полномочных представителей проверяемого лица, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он вместе со всеми приложениями направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п.п. 63, 64 Регламента N 764).
Акт проверки может быть выслан и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемый согласился на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4, ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
К акту проверки прилагаются (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 62 Регламента N 764):
- протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды;
- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений и экспертиз;
- объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований;
- предписания об устранении нарушений;
- заполненный по результатам проверки чек-лист, если он использовался (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Непредоставление проверяемому лицу акта проверки отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок (п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Результаты такой проверки не могут являться доказательством нарушения обязательных требований и полежат отмене вышестоящим органом Роспотребнадзора или судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Не позднее чем через 5 рабочих дней после подписания акта проверки информация о ее результатах размещается на сайте соответствующего органа Роспотребнадзора, проводившего проверку (п. 69 Регламента N 764). А не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки информация о результатах должна появиться в Едином реестре проверок (пп. "д" п. 13, п. 19 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Обжалование акта проверки
Возражения в отношении акта проверки можно представить в Роспотребнадзор (в назначивший проверку или в вышестоящий) в письменном виде в течение 15 дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ, п. 82 Регламента N 764). Эти возражения и обосновывающие документы могут быть поданы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Такие возражения рассматриваются Роспотребнадзором в порядке п.п. 82-90 Регламента N 764.
По результатам рассмотрения, которое длится месяц-два (п. 87 Регламента N 764), может быть принято одно из трех решений:
- действия должностного лица Роспотребнадзора, нарушившие права заявителя, признаются незаконными, и указываются способы устранения таких нарушений;
- результаты проверки отменяются полностью (если проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями, установленными ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ);
- жалоба оставляется без удовлетворения (п. 88 Регламента N 764).
Обжаловать акт в суде не имеет смысла, поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом (не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, в отношении которого издан, и не направлен на возникновение, изменение или прекращение определённых правовых последствий, носит информационный характер, констатирует результаты проверки). Производство по указанным заявлениям суд прекращает на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2013 N Ф04-2527/13, ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2014 N Ф03-907/14).
______________________________
*(1) Плановая (и только плановая) проверка субъектов малого предпринимательства может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки в 2016-2018 гг., а во-вторых, проверяемое лицо предоставило должностным лицам Роспотребнадзора документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). В этом случае составляется Акт о прекращении проверки (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Любая другая проверка, начавшись, уже не может быть прекращена и завершается составлением Акта проверки.
*(2) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.