Рассмотрение Роспотребнадзором дела об административном правонарушении
Дело об административном правонарушении рассматривается главным государственным санитарным врачом*(1) (заместителем) в течение 15 календарных дней со дня составления протокола непосредственно (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Вынесение решения по делу ранее этого срока суд может счесть несоблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности, поскольку этот же срок установлен ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ для представления возражений по акту проверки (постановления Седьмого ААС от 13.03.2014 N 07АП-1015/14, Тринадцатого ААС от 27.06.2013 N 13АП-9951/13).
На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении Роспотребнадзор выносит определение о назначении времени и места рассмотрения дела (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Указанное определение направляется лицам, в отношении которых ведется производство, любым доступным способом, позволяющим контролировать его получение (телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.). Неизвещение о месте, дате и времени рассмотрения дела является серьезным процессуальным нарушением права на защиту и влечет отмену назначенного наказания (определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 302-АД17-6521, постановления АС Северо-Кавказского округа от 04.07.2017 N Ф08-4196/17, АС Уральского округа от 04.10.2016 N Ф09-8727/16, АС Центрального округа от 29.03.2016 N Ф10-281/16, Тринадцатого ААС от 13.02.2017 N 13АП-32941/16, Третьего ААС от 26.01.2017 N 03АП-7879/16). Однако если уведомление было направлено на адрес из ЕГРЮЛ, а организация не обеспечила прием корреспонденции по этому адресу (например, никто не явился в почтовое отделение по извещению за получением заказного письма), то уведомление считается надлежащим, поскольку лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, п. 67 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, постановления Одиннадцатого ААС от 04.07.2017 N 11АП-7817/17, Шестнадцатого ААС от 02.03.2017 N 16АП-312/17, Семнадцатого ААС от 03.10.2016 N 17АП-10808/16, Двенадцатого ААС от 25.02.2016 N 12АП-13686/15). Но и здесь есть "лазейка": если почта не исполнила установленные Правила об извещении адресата, то извещение все-таки не считается доставленным (постановление Третьего ААС от 06.04.2017 N 03АП-887/17; обратная позиция - в постановлениях Одиннадцатого ААС от 02.06.2017 N 11АП-6026/17, Четвертого ААС от 31.01.2017 N 04АП-6546/16).
Следующим этапом является непосредственное рассмотрение главным государственным санитарным врачом (заместителем) дела об административном правонарушении. Порядок рассмотрения дела регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ:
1. Главный государственный санитарный врач*(1) (заместитель) проверяет факт явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае явки защитника или представителя проверяются их полномочия и решается вопрос об их участии в рассмотрении дела. Представлять интересы организации и её руководителя в производстве по делу об административном правонарушении может защитник или представитель, у которого должна быть доверенность на представление интересов организации и её руководителя в органах Роспотребнадзора, с правом участия в делах об административных правонарушениях (ч.ч. 3, 5 ст. 25.5 КоАП РФ).
В некоторых случаях Роспотребнадзор настаивает на том, чтобы в доверенности защитника или представителя был указан номер рассматриваемого административного дела. Это незаконно. Согласно пункту 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной законным представителем юридического лица. Недопуск представителя с доверенностью общего характера расценивается судами как существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, влекущее отмену постановления о назначении наказания (постановления Девятнадцатого ААС от 18.02.2016 N 19АП-342/16, Семнадцатого ААС от 25.06.2014 N 17АП-7386/14).
2. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности, а также рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (п.п. 2, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ). Зачитывается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
3. По результатам рассмотрения дела главный государственный санитарный врач*(1) (заместитель) выносит постановление до делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), которое немедленно и объявляется (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ). Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. В случае неявки указанных лиц копия постановления высылается им по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня его вынесения (ч. 1, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
______________________________
*(1) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах