Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором
За нарушение санитарного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, нарушение прав потребителей устанавливается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 55 Закона N 52-ФЗ, ст. 26.1 Закона N 29-ФЗ, ст. 29 Закона N 261-ФЗ, ст. 43 ЗЗПП).
По результатам проверки виновные работники могут быть привлечены работодателем к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст.ст. 192, 193 ТК РФ. Требование рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности определенных работников может быть выдвинуто и прокурором, если проверка проводилась по требованию прокуратуры, и санитарным врачом либо судъей во внесенном им представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). Если административное правонарушение совершено военнослужащим или сотрудником органов, перечисленных в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, они обязательно привлекаются к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).
Что касается преступлений, которые могут быть выявлены Роспотребнадзором во время проверки (и уголовной ответственности в будущем), то сфера "интересов" Роспотребнадзора очень широка. Прежде всего, это составы, предусмотренные статьями 236 и 238 УК РФ (нарушение санэпидправил и оборот товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности). Наряду с ними, Роспотребнадзор способен выявить и преступления, предусмотренные следующими статьями УК РФ: 171.1 (оборот продукции без маркировки и нанесения иной обязательной информации); 146 и 180 (нарушение авторских и смежных прав, незаконное использование средств индивидуализации товаров), 171 (незаконное предпринимательство), 238.1 (оборот фальсифицированных БАД и лекарств), 151.1 (розничная продажа алкоголя детям), 200.2 (контрабанда алкоголя или табачных изделий), 234.1 (оборот новых психоактивных веществ), 242 (оборот порнографии) и многие другие. Проверки по жалобам потребителей в сфере ЖКХ могут привести к выявлению таких преступлений, как прекращение (ограничение) подачи электроэнергии либо отключение от иных источников жизнеобеспечения (ст. 215.1) или приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2).
В случае выявления по результатам проверки признаков преступлений, сотрудники Роспотребнадзора обязаны направить материалы в прокуратуру или иные органы (МВД России, СК РФ, ФСКН) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (абз. 2 п. 76 Регламента N 764). Эти материалы регистрируются и по ним проводится доследственная проверка в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ. Кстати, Роспотребнадзор имеет право обжаловать в суде или у прокурора отказ в возбуждении уголовного дела по выявленным им материалам (ч. 2 ст. 145, ч. 1 ст.125 УПК РФ).
Кроме того, уголовная ответственность может наступить и в результате преступного поведения проверяемого лица во время самой проверки - в случае оскорбления или применения насилия в отношении государственного служащего при проведении проверки (ст.ст. 318, 319 УК РФ).
Самым же распространенным видом ответственности, к которому в подавляющем большинстве случаев привлекаются организации и индивидуальные предприниматели, а также должностные лица по результатам проведения "роспотребпроверки", является административная ответственность. Количество статей КоАП РФ, по которым Роспотребнадзор вправе начать административное производство, весьма велико (см. Перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица Роспотребнадзора). Эти статьи предусматривают как наложение административных штрафов, зачастую весьма существенных (например, до пяти млн. руб. по обеим частям ст. 6.33 КоАП РФ), так и дисквалификацию для физлиц и административное приостановление деятельности - для организаций и ИП. Некоторые статьи КоАП предусматривают конфискацию предметов административного правонарушения (например, ч. 1 и ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ). Впрочем, в ряде случаев можно "отделаться" и предупреждением (ст. 6.3 КоАП РФ)
Если будет установлено, что руководитель муниципального учреждения, либо глава муниципального образования, либо должностное лицо органа местного самоуправления вносили (по правилам местного бюджетного процесса) предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение уставных задач муниципальных учреждений или полномочий органа МСУ, однако средства на это не выделялись, то производство по делу в отношении этих лиц и муниципальных учреждений прекращается (ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ).
Административное приостановление деятельности в качестве наказания назначается только судьей (абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Роспотребнадзор может применить (в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении) временный запрет деятельности правонарушителя, если санкция КоАП РФ за соответствующее нарушение предусматривает назначение административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ). О временном запрете деятельности составляется протокол и производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие мероприятия, необходимые для временного запрета деятельности (ч.ч. 4, 6 ст. 27.16 КоАП РФ).
По результатам проверки на основе акта, должностным лицом Роспотребнадзора составляется протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Затем либо государственным санитарным врачом*(1) (или его заместителем) выносится постановление о назначении административного наказания (ч. 2 ст. 23.13 и ч. 2 ст. 23.49 КоАП РФ), либо дело передается в суд*(2), который и назначит наказание.
Если Роспотребнадзор предполагает применить административное приостановление деятельности за выявленные правонарушения, он передает дело на рассмотрение в суд - районный (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) или арбитражный (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ), о чем составляет определение (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
Кроме того, за неисполнение в установленный срок ранее выданного предписания проверяемое лицо привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Статья предусматривает наложение административного штрафа:
- на должностных лиц, предпринимателей - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
В этом случае сотрудник Роспотребнадзора лишь составит протокол об административном правонарушении. Рассматривать дело будет мировой суд (ч. 1 и абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
______________________________
*(1) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, п.п. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476)
*(2) Протоколы о нарушениях в сферах, поднадзорных Роспотребнадзору, рассматриваются, в зависимости от обстоятельств, главными государственными санитарными врачами, их заместителями либо судами мировым судом, районным судом или арбитражным (ст.ст. 23.1, 23.13, 23.49 КоАП РФ). Подробная информация о месте рассмотрении дел, возбужденных Роспотребнадзором, см. в материале "Перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица Роспотребнадзора".
Тема
См. также
Возбуждение Роспотребнадзором дела об административном правонарушении по итогам проверки
Рассмотрение Роспотребнадзором дела об административном правонарушении
Постановления, выносимые Роспотребнадзором по делу об административном правонарушении
Административное расследование, проводимое Роспотребнадзором
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах