Административное приостановление деятельности Роспотребнадзором в случае нарушения обязательных требований
Административное приостановление деятельности - это наказание, предусмотренное КоАП РФ. Оно заключается во временном прекращении деятельности предпринимателей или юридических лиц (их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков), а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ).
Роспотребнадзор не вправе назначать данный вид наказания, это прерогатива суда (абзац 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Назначение такого наказания возможно, если Роспотребнадзор выявил следующие нарушения:
- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.ст. 6.3 - 6.6, ч. 2 ст. 6.7, ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 2, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- повторное распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм, печатной продукции (кроме продукции СМИ), содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения в виде словосочетания "содержит нецензурную брань" (ч. 2 ст. 6.27 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 2, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ). Наказание назначается арбитражным судом (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- повторное нарушения изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если это повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде (ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ) либо невыполнение обязанности по информированию о несоответствии продукции требованиям Техрегламентов, непроведение иных обязательных мер (ч. 5 ст. 14.46.2 КоАП РФ). Наказание назначается арбитражным и мировым судом (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) ограничений, установленных в отношении иностранцев и апатридов (в части нарушения допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли) (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 2, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- невыполнение в установленный срок предписания в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ч. 16. ст. 19.5 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), либо с грубым нарушением его требований или условий (ч.ч. 1 и 3 ст. 19.20 КоАП). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- умышленное невыполнение законных требований должностного лица Роспотребнадзора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Суд, впрочем, вправе ограничиться наложением штрафа, если посчитает, что штраф как менее строгий вид административного наказания сможет обеспечить достижение цели наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Административное приостановление деятельности применяется в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ (угроза жизни или здоровью людей, эпидемия, техногенная катастрофа и прочие, в том числе совершение правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; перечень закрыт). Поэтому в протоколе об административном правонарушении в качестве события административного правонарушения должно быть указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям. Следовательно, Роспотребнадзор при передаче дела в суд обязан мотивировать необходимость административного приостановления деятельности. По собственной инициативе судьи не вправе устанавливать наличие обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности (правовая позиция сформулирована в п. 2 Справки Архангельского областного суда по результатам обобщения практики применения судьями районных судов административного наказания в виде административного приостановления деятельности).
Роспотребнадзор вправе применить (как меру обеспечения) временный запрет деятельности, о чем составляется протокол. В нем указываются (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ):
- основание применения этой меры,
- дата и место его составления,
- сведения о виновном лице,
- объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности,
- время фактического прекращения деятельности,
- объяснения виновных лиц.
Копия протокола вручается представителю организации или предпринимателю, после чего Роспотребнадзор опечатывает помещения (ст. 27.16 КоАП РФ). Оригинал протокола направляется в суд вместе с иными материалами дела (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ). Временный запрет деятельности заключается в кратковременном (на срок до рассмотрения дела судом, то есть не более недели - см. ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ) прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ).
Этот запрет может быть наложен Роспотребнадзором и до составления акта проверки (однако дело об административном правонарушении должно быть возбуждено). Обо всех таких случаях Роспотребнадзор обязан известить прокурора в течение 24 часов (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).
Информация об административном приостановлении деятельности вносится в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 20 и пп. "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Если Роспотребнадзор применил временный запрет деятельности, дело об административном правонарушении рассматривается в течение семи суток с момента фактического прекращения деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). А если такая мера не применялась - то в течение 15 дней после составления протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
Срок временного запрета, исчисляемый с момента фактического прекращения деятельности, засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения (ч. 1 ст. 32.12). Копия постановления направляется в Роспотребнадзор в течение трех дней со дня вынесения (абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Часть 3 ст. 3.12 КоАП РФ предусматривает право судьи на основании ходатайства организации или предпринимателя досрочно прекратить административное приостановление деятельности, если будет установлено, что устранены основания для назначения такого наказания. При этом судья обязательно запрашивает заключение Роспотребнадзора в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении соответствующих обстоятельств (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), с приложением всех доказательств (п. 9 письма заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ). Заключение не обязывает судью к принятию положительного решения. Ходатайство рассматривается в пятидневный срок (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), о чем судья выносит постановление (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).
По истечении срока приостановления деятельности Роспотребнадзор проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения этого наказания. Если эти обстоятельства не устранены, имеет место новое административное правонарушение, о котором Роспотребнадзор вправе составить новый протокол об административном правонарушении, вновь применить временный запрет деятельности и направить материал в суд (ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ). Эта проверка не является внеплановой проверкой исполнения предписания, и поэтому к ней не применяются нормы Закона N 294-ФЗ, включая правила уведомления о проверке, о сроках проверки и остальном (п. 6.1. ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах