Обследование полицией помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (как оперативно-разыскное мероприятие)
Это мероприятие является самым частым поводом, используемым полицией (и иными органами, занимающимися оперативно-разыскной деятельностью) для проведения проверочных мероприятий в отношении организаций и предпринимателей.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее - обследование) в качестве оперативно-разыскного мероприятия предусмотрено п. 8 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД).
Обследование является гласным оперативно-разыскным мероприятием (далее - ОРМ), то есть таким, которое не может быть проведено секретно, втайне от находящихся в обследуемых помещениях и иных заинтересованных лиц.
Судебное решение для проведения обследования не требуется (абз. 18 ст. 6 Закона об ОРД), за исключением обследования жилого помещения.
Проведение обследования (как и любого иного ОРМ) должно быть обусловлено исключительно необходимостью выяснения обстоятельств преступления. Проведение ОРМ для установления события административного правонарушения противоречит закону (см. определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой").
Порядок проведения обследования установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 N 199 (далее - Инструкция N 199).
Основанием для проведения обследования является Распоряжение о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 2 Инструкции N199, далее - Распоряжение). Форма Распоряжения приведена в приложении 1 к Инструкции N 199.
Обследование проводится, как правило, в дневное время (с 6 до 22 часов по местному времени, см. п. 21 ст. 5 УПК РФ). В ночное время проводить обследование можно лишь:
- в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности,
- в случае угрозы экономической или экологической безопасности страны (п. 9 Инструкции N 199).
Перед началом обследования сотрудники полиции*(1) обязаны представиться, предъявить свои удостоверения (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции) и ознакомить представителя организации или предпринимателя с Распоряжением (п. 10 Инструкции N 199). Об ознакомлении нужно расписаться в тексте самого Распоряжения (см. форму Распоряжения), там же есть и графа, куда ставится отметка об отказе ознакомления с Распоряжением. Кроме того, сотрудниками полиции выдается копия Распоряжения, о чем также проставляется отметка в оригинале Распоряжения (п. 10 Инструкции N 199, также см. форму Распоряжения). После этой процедуры сотрудников полиции можно (и нужно) пропустить внутрь помещения.
В вульгарно-правовой литературе распространена точка зрения, согласно которой обследование как гласное ОРМ может происходить только с согласия руководства (владельца) предприятия, которое вправе и отказать в проведении обследования. Однако эта точка зрения не подтверждается*(2) судебной практикой (например апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26.02.2014 по делу N 33-1137/2014, кассационное определение СК по уголовным делам Ивановского областного суда от 27.02.2013 по делу N 22-0520). В то же время административное наказание за подобные действия невелико - штраф от 500 до 1 000 рублей либо арест до 15 суток (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, см. постановления Московского городского суда от 27.02.2014 N 4а-3223/13; Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 05.06.2014 по делу N 5-275/14).
Иногда полицейские приходят не одни, а приводят с собой иных лиц - например сотрудников ИФНС. Цель их участия и не скрывается - они должны оказать помощь полицейским в поиске, предварительной оценке и изъятии документов. В Распоряжении такие сотрудники могут быть и не указаны (например, потому что они не являются сотрудниками органов, уполномоченных на проведение оперативно-разыскных действий). Кроме того, полицейские могут привести с собой сотрудника полиции из другого подразделения - с аналогичными целями*(3). Можно ли отказать таким лицам в доступе на территорию организации по мотивам неуказания их в Распоряжении? Четкого ответа на этот вопрос законодательство не содержит. В частности, судебная практика допускает таких лиц к участию в обследовании, если привлечение таких сотрудников оформлено межведомственными или внутриведомственными письмами по взаимодействию (решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 13.03.2013 по делу N 2-100/2013). Таким образом, отказ в доступе указанных лиц на территорию может обернуться административным протоколом по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Кроме того, полиция вправе привести с собою сотрудников подразделений специального назначения (люди в балаклавах и с автоматами) - исключительно для обеспечения своей физической защиты; а также вправе взять сотрудников правовых подразделений ОВД ("адвокатов наоборот") - для оказания правовой помощи сотрудникам полиции, проводящим обследование (п. 8 Инструкции N 199). Вопрос включения данных таких лиц в текст Распоряжения прямо не урегулирован, суды исходят из того, что сотрудники ОМОН не должны быть указаны в распоряжении, так как они не являются должностными лицами органов внутренних дел, а привлекаются оперативными сотрудниками, проводящими обследование (кассационное определение СК по уголовным делам Ивановского областного суда от 27.02.2013 по делу N 22-0520). Факты превышения полномочий приглашенным ОМОНом можно обжаловать (кассационное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27.12.2011 по делу N 33-6693/11, апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 04.10.2013 по делу N 33-2620/2013).
Участие в обследовании законного представителя обследуемого лица (по аналогии с проверками по Закону N 294-ФЗ) необязательно и на законность обследования не влияет (постановление Третьего ААС от 29.11.2012 N 03АП-4270/12). Пункт 10 Инструкции N 199 говорит о простом представителе обследуемого лица, которым может оказаться продавец, секретарь или сторож (см., например, решение Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013).
После ознакомления представителя проверяемого лица с Распоряжением сотрудники полиции приступают собственно к обследованию. Оно представляет собой нечто среднее между осмотром помещения и обыском. Дело в том, что простой визуальный осмотр помещения дает мало полезной информации, а на обыск у полицейских нет полномочия (иначе они пришли бы не с Распоряжением, а с поручением и постановлением следователя о производстве обыска (ч. 2 ст. 182, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Поэтому полицейские внимательно осматривают все, что попадется им на глаза, изучают те документы, которые находятся в открытом доступе, изучают "содержимое" компьютеров, а также просят (весьма настоятельно, затем требуют и зачастую даже угрожают), чтобы им открыли - шкафы, полки, дверки, сейфы и прочие закрытые предметы мебели, а они бы осмотрели, что внутри. Все документы, а равно диски, съемные диски, флешки они осмотрят и - очень велика вероятность - изымут.
Можно ли не открывать по просьбе полицейских запертые полки, шкафы, сейфы и прочее?
Если прямо отказать это сделать, самое большее наказание, да и то в самом худшем случае, за такое действие, - это уже упомянутая ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Однако и его можно избежать, если заявить, что ключей от закрывающейся мебели у вас нет. Они могут же быть утеряны, забыты дома, на даче, находиться у сотрудника, который ушел в отпуск или сидит на больничном... Да и лукавство (как и полный отказ давать какие-либо пояснения) во время производства ОРМ не является наказуемым (отказ от дачи показаний, равно как заведомо ложные показания, становятся наказуемы только на стадии уголовного или судебного дела, см. ст.ст. 307, 308 УК РФ).
Однако полиция может легко выйти из создавшегося положения и изъять сам сейф, шкаф, коробку и т.п. (решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.10.2012 по делу N А21-6972/2012, постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2013 N Ф09-6140/13); суды отмечают, что Инструкцией N 199 "не ограничены права сотрудников полиции на обследовании всего, что находится в помещении" (решение Железногорского городского суда Курской области от 22.11.2013).
Вправе ли сотрудники полиции при производстве обследования взламывать мебель совершать аналогичные действия?
С одной стороны, ни закон об ОРД, ни Инструкция N 199 не дают им таких полномочий (в отличие, например, от обыска, при котором взлом помещений прямо предусмотрен ч. 6 ст. 182 УПК РФ). С другой стороны, судебная практика допускает указанные действия, поскольку они обусловлены целями и задачами проводимого ОРМ (например постановление Второго ААС от 04.12.2014 N 02АП-9909/14, кассационное определение СК по уголовным делам Ивановского областного суда от 27.02.2013 по делу N 22-0520; противоположное мнение выражено в решении Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-11546/2013); однако сотрудники полиции в силу ч. 3 ст. 19 Закона о полиции обязаны стремиться к минимизации вреда (апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 04.10.2013 по делу N 33-2620/2013).
Анализируя практику судов по данному вопросу, можно утверждать следующее: результат оспаривания действий полиции, которая взломала двери, сейфы и другую мебель, зависит от результативности этих действий. Если в результате взлома было найдено что-то существенное, что потом использовали как доказательство по административному (а еще лучше по уголовному) делу - то шанс признать эти действия незаконными ничтожно мал. Если полицейские и после взлома не нашли ничего крамольного, то шансы оспорить в суде их действия сильно возрастают. Что касается взыскания убытков, связанных со взломом дверей и т.п., то подобный иск может быть удовлетворен, как правило, только если незаконность проведения ОРМ либо действий конкретных должностных лиц уже установлена (как правило, другим решением суда). В противном случае суд не удовлетворит такое требование в связи с недоказанностью истцом противоправности поведения ответчиков в причинении ущерба, поскольку не станет исследовать вопрос незаконности ОРМ в деле о взыскании убытков (постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2013 N Ф09-6140/13, противоположный пример - апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 04.10.2013 по делу N 33-2620/2013).
Какие документы об обследовании составляет полиция?
О производстве собственно обследования полицейские не обязаны составлять какие-либо документы, хотя иногда они составляют Акт обследования (на свое усмотрение, поэтому он может быть произвольной формы). Присутствие понятых при обследовании также не предусмотрено. Единственный документ, который должен быть изготовлен сотрудником полиции о ходе и результатах обследования, - это рапорт, который докладывается руководству (п. 34, п. 35 Инструкции N 199). Но, естественно, рапорт не может быть предъявлен представителю обследуемого лица, поскольку содержит сведения о результатах оперативно-разыскных мероприятий, а эти сведения являются, в соответствии со ст. 12 Закона об ОРД, государственной тайной.
Однако если в процессе обследования полицейские изымают хоть что-то, то об этом изъятии они обязаны оформить протокол (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 23 Инструкции N 199). Такой протокол составляется именно об изъятии, а не об обследовании!
Протокол изъятия оформляется по правилам ст. 166 УПК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 15 Инструкции N 199), а само изъятие происходит при обязательном участии не менее двух понятых - взрослых, дееспособных граждан РФ, никак не связанных ни с полицией, ни с иными силовыми органами (п. 14 Инструкции N 199).
Участие адвоката
Закон об ОРД не предусматривает (но и не запрещает!) участие адвоката в оперативно-разыскных мероприятиях. Сами полицейские по понятным причинам не любят присутствия адвокатов и всячески стараются избежать такой компании. Однако на данную тему принято несколько определений Конституционного Суда РФ, в которых вполне четко сформулирована его позиция (определения от 20.12.2005 N 473-О, от 09.06.2005 N 327-О, от 15.11.2007 N 924-О-О): если выступающее в официальном качестве должностное лицо осуществляет в отношении гражданина оперативно-разыскное мероприятие, направленное на выявление фактов и обстоятельств, уличающих данного гражданина в совершении преступления, то с этого момента непосредственно действует ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (она гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи). Следовательно, участие адвоката в обследовании (если этого хочет и об этом ходатайствует гражданин, участвующий в обследовании) является законным и не может быть воспрещено, однако обязанность по обеспечению адвоката при производстве указанного мероприятия не возлагается на сотрудников полиции (постановление Псковского областного суда от 10.04.2014 по делу N 22-293, кассационное определение СК по уголовным делам Курского областного суда от 04.09.2012).
Участие адвоката в любом ОРМ может иметь огромное значение еще и потому, что проводить ОРМ в отношении адвоката полицейские могут только по судебному решению (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). А это значит, что приехавший на ОРМ адвокат (в отличие даже от штатного юрисконсульта) не может быть сам подвергнут опросу, его вещи не должны быть осмотрены в рамках обследования и т.п.
______________________________
*(1) Необходимо понимать, что не всякий полицейский допускается к оперативно-разыскной деятельности и вправе ею заниматься. Перечень подразделений МВД, уполномоченных на ОРД с указанием конкретных разрешенных ОРМ, утвержден приказом МВД России от 19.06.2012 N 608. Так, например, сотрудникам подразделения по обеспечению взаимодействия с Интерполом не может быть поручено проведение обследования (это было бы незаконно). Сотрудники Центров по исполнению административного законодательства межмуниципальных отделов МВД не вправе заниматься ОРД вовсе (постановление Второго ААС от 31.05.2012 N 02АП-2610/12).
*(2) Кроме того, ч. 3 ст. 15 Закона о полиции допускает проникновение сотрудников полиции в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом п. 5 ст. 13 того же закона говорит о безусловном праве полиции беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать организации в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, а также в связи с расследуемыми уголовными делами. Таким образом, силовое проникновение полиции в помещение для обследования можно законно обосновать во всех тех случаях, когда основанием для этого является зарегистрированное в установленном порядке заявление (сообщение) о преступлении (ст. 144 УПК РФ) или поручение о проведении ОРМ по возбужденному уголовному делу (п. 4 с. 2 ст. 38 УПК РФ). Менее убедительным выглядит обоснование силового проникновения полиции для обследования организации, если основанием для данного ОРМ являются оказавшиеся у полиции иные сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (пп. 1 п. 2 части 1 ст. 7 Закона об ОРД). В таком случае можно лишь ссылаться на то, что законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (абз. 2 части 5 ст. 15 Закона об ОРД).
*(3) Их участие, однако, должно быть зафиксировано в рапорте, который составляется в полиции еще перед изданием Распоряжения (пп. 4.6 п. 4 Инструкции N 199). Другое дело, что доступа к этому рапорту у обследуемого лица нет и не может быть.
Тема
См. также
Распоряжение о проведении полицией обследования помещений, зданий, сооружений
Обследование полицией жилых помещений (как оперативно-разыскное мероприятие)
Основания для проведения полицией оперативно-разыскных мероприятий
Обжалование действий полиции, связанных с проведением оперативно-разыскных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах