Распоряжение о проведении полицией обследования помещений, зданий, сооружений
Порядок проведения обследования установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 N 199 (далее - Инструкция N 199).
Основанием для проведения обследования является Распоряжение о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, далее - Распоряжение (п. 2 Инструкции N199). Форма Распоряжения содержится в приложении 1 к Инструкции N 199.
Перед началом обследования сотрудники полиции обязаны представиться, предъявить свои удостоверения (п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", далее - Закон о полиции) и ознакомить представителя организации или предпринимателя с Распоряжением (п. 10 Инструкции N 199). Об ознакомлении нужно расписаться в тексте самого Распоряжения (см. форму Распоряжения), там же есть и графа, куда ставится отметка об отказе ознакомления с Распоряжением. Кроме того, сотрудники полиции выдают представителю обследуемого лица копию Распоряжения, о чем также проставляется отметка в оригинале Распоряжения (п. 10 Инструкции N 199, также см. форму Распоряжения).
Необходимыми реквизитами Распоряжения являются:
1. Подпись (с обязательной расшифровкой, то есть фамилией и инициалами), а также наименование должности и специальное звание должностного лица, издавшего это Распоряжение (см. форму Распоряжения).
Распоряжение должно быть подписано начальником (заместителем начальника) районного отдела, отделения, пункта полиции либо начальниками полиции более высоких уровней (полный перечень уполномоченных на подпись полицейских должностей приведен в приложении N 2 к приказу МВД РФ от 01.04.12 N 199).
Специальное звание может быть, в принципе, любым - ситуации, в том числе и кадровые, могут быть разными. Однако если указанное в Распоряжение специальное звание ниже майора, то этот факт должен Вас насторожить: в таком случае целесообразно уточнить информацию о звании соответствующего должностного лица. Чем выше должность, указанная в Распоряжении, тем более высокое специальное звание следует ожидать.
Кроме того, обратите внимание на территориальную принадлежность ОВД, чье руководство выдало Распоряжение. Территориальная компетенция начальников полиции разного уровня прописана в приложении 2 к приказу МВД РФ от 01.04.12 N 199.
Если распоряжение издано начальником ОВД соседнего района (или иного органа, к чьей территории оперативного обслуживания обследуемый адрес не относится), то такое Распоряжение не обязательно издано с нарушением Инструкции N 199, и следовательно, является незаконным. Если обследование будет проводиться на "чужой" территории, то подписавший Распоряжение руководитель должен заблаговременно и письменно проинформировать об этом начальника территориального органа МВД, на территории обслуживания которого находится обследуемый объект (п.п. 6, 7 Инструкции N 199). В момент обследования эту информацию, конечно, невозможно получить, но в случае последующего судебного обжалования действий полиции указанные сведения могут сыграть свою роль.
2. Обоснование необходимости обследования - Распоряжение должно быть мотивированным. Это могут быть вполне конкретные факты или сведения о преступлении, рапорт сотрудника ОВД*(1). Кроме того, обследование может быть проведено по постановлению, поручению или запросу иного должностного лица, которые в таком случае должны быть поименованы в Распоряжении (см. форму Распоряжения).
3. Объект обследования. В Распоряжении должны быть указаны наименование организации (в отношении предпринимателя или частного лица - его имя, отчество, фамилия); обязательно должен быть указан фактический адрес объекта, а также юридический, если он не совпадает с фактическим и обследование проводится в отношении организации (либо фактический адрес и адрес прописки - для физического лица) (см. п. 1 и п. 3 формы Распоряжения). Впрочем, суды снисходительны к ошибкам в названии обследуемых лиц (кассационные определения СК по уголовным делам Ивановского областного суда от 27.02.2013 по делу N 22-0520, СК по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 21.08.2012 по делу N 22-321).
4. Сотрудники полиции, которые уполномочены провести обследование: их фамилии, имена, отчества, специальные звания и должности. Разумеется, что фактически проводить обследование могут только и именно те сотрудники, которые перечислены в Распоряжении (см. п. 2 формы Распоряжения).
Однако иногда полицейские приходят не одни, а приводят с собой иных лиц - например, сотрудников ИФНС. Цель их участия и не скрывается - они должны оказать помощь полицейским в поиске, предварительной оценке и изъятии документов. В Распоряжении такие сотрудники могут быть и не указаны (например, потому что они не являются сотрудниками органов, уполномоченных на проведение оперативно-разыскных действий). Кроме того, полицейские могут привести с собой сотрудника полиции из другого подразделения МВД - с аналогичными целями*(2). Можно ли отказать таким лицам в доступе на территорию организации по мотиву неуказания их в Распоряжении? Четкого ответа на этот вопрос законодательство не содержит. В частности, судебная практика допускает таких лиц к участию в обследовании, если привлечение таких сотрудников оформлено межведомственными или внутриведомственными письмами по взаимодействию (решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 13.03.2013 по делу N 2-100/2013). Таким образом, отказ в доступе указанных лиц на территорию может обернуться административным протоколом по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Кроме того, полиция вправе привести с собою сотрудников подразделений специального назначения (люди в балаклавах и с автоматами) - исключительно для обеспечения своей физической защиты; а также вправе взять сотрудников правовых подразделений ОВД ("адвокатов наоборот") - для оказания правовой помощи сотрудникам полиции, проводящим обследование (п. 8 Инструкции N 199). Вопрос включения данных таких лиц в текст Распоряжения прямо не урегулирован, суды исходят из того, что сотрудники ОМОН или СОБР не должны быть указаны в распоряжении, так как они не являются должностными лицами органов внутренних дел, а привлекаются оперативными сотрудниками, проводящими обследование (кассационное определение СК по уголовным делам Ивановского областного суда от 27.02.2013 по делу N 22-0520). Факты превышения полномочий приглашенным ОМОНом можно обжаловать (кассационное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27.12.2011 по делу N 33-6693/11, апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 04.10.2013 по делу N 33-2620/2013).
Изготовленное и подписанное распоряжение обязательно должно быть зарегистрировано в самом же органе полиции, в специальном журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (п. 5 Инструкции N 199). В самом распоряжении отметка о регистрации не проставляется (см. там же). Однако эта информация может сыграть свою роль в случае последующего судебного обжалования действий полиции, поскольку суд проверяет данный факт (решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 13.03.2013 по делу N 2-100/2013, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 15.05.2014 по делу N 11-4530/2014).
______________________________
*(1) Данная информация может и не быть раскрыта в Распоряжении (с учетом специфики ОРД, носящей, как правило, скрытный характер, такие сведения могут составлять тайну, см. п. 4 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", см. также решение Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 26.09.2014 по делу N 2-7669/2014, кассационное определение СК по уголовным делам Ивановского областного суда от 27.02.2013 по делу N 22-0520). Важно, что она (возможно) будет проверяться прокуратурой и судом, если данное ОРМ будет обжаловаться (например, см. кассационное определение СК по уголовным делам Пермского краевого суда от 20.12.2011 по делу N 22-10297, постановление Третьего ААС от 29.11.2012 N 03АП-4270/12). В случае если обследование проведено без достаточных оснований, действия полиции могут быть признаны незаконными. Например, было признано незаконными действия оперуполномоченных МВД, поскольку основанием для проверки являлся рапорт сотрудника ОВД, составленный днем позже постановления о проведении проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.11.2008 по делу N А69-1948/08-8-Ф02-4923/2008).
*(2) Их участие, однако, должно быть зафиксировано в рапорте, который составляется в полиции еще перед изданием Распоряжения (пп. 4.6 п. 4 Инструкции N 199). Другое дело, что доступа к этому рапорту у обследуемого лица нет и не может быть.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах