В каком порядке можно оспорить производство полицейского опроса?
Если Вам кажется, что опрос был проведен без законных оснований, либо при его проведении были нарушены какие-либо Ваши права, то пожаловаться на сотрудников полиции можно следующим образом (ст. 53 Закона о полиции):
- подать жалобу начальнику сотрудника полиции или в вышестоящий орган полиции;
- подать жалобу в прокуратуру. Прокуратура осуществляет надзор за органами, проводящими оперативно-разыскную деятельность (ст.ст. 29, 30 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре РФ";
- подать жалобу в районный суд*(1). Обжаловать оперативно-разыскное мероприятие следует не в порядке КАС РФ, а по ст. 125 УПК РФ (апелляционное определение СК по административным делам Воронежского областного суда от 14.10.2014 по делу N 33-5450, решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26.06.2012), хотя есть и противоположные решения (постановление Ставропольского краевого суда от 30.10.2013 по делу N 22к-5445/13).
При нарушении сотрудником полиции, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (абз. 14 ст. 5 Закона об ОРД).
______________________________
*(1) Существует два варианта обжалования: обжалование по нормам главы 22 КАС РФ (до 15.09.2015 действовал порядок, установленный главой 25 ГПК РФ (заявление подается через гражданскую канцелярию суда) либо по правилам ст. 125 УПК РФ (заявление подается в соседнюю, уголовную канцелярию).
Первый вариант также возможен (в зависимости от политики конкретного райсуда). Однако в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 разъяснено, что по смыслу ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД решения и действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке сообщений о преступлении обжалуются в порядке ст. 125 УПК РФ. В связи с этим суд может прекратить дело по административному иску на оперативно-разыскное мероприятие Опрос, поданному по КАС РФ.
Необходимость обжалования оперативно-разыскного мероприятия в порядке уголовного судопроизводства оправдывается также тем, что эти мероприятия проводятся, как правило, с целью установления дополнительных сведений для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, то есть для выявления уголовно-наказуемого деяния и обеспечения раскрытия преступления (определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21.09.2011 N 12-Г11-5).
Кроме того, существует большая вероятность того, что при обжаловании в порядке КАС РФ суд будет исходить из того, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка (поскольку такие разъяснения были даны еще во времена оспаривания решений по правилам главы 25 ГПК РФ, см. абз. 2 п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", см. также решение Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013). При обжаловании же в порядке ст. 125 УПК РФ суд не связан подобным ограничением. В любом случае при проверке законности и обоснованности судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния (абз. 4 п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах