Изъятие документов и вещей при проведении полицией проверочной закупки
Оперативно-разыскное мероприятие (далее - ОРМ) Проверочная закупка далеко не всегда сопряжено с изъятием документов и предметов (не считая самого предмета закупки и уплаченных денежных средств). Как правило, изъятие проводится в следующих случаях:
- при закупке контрафактных программ, аудио- и видеопродукции - изымаются все обнаруженные контрафактные диски, документация на них (если таковая имеется);
- при закупке контрафактного алкоголя - таковой алкоголь и та документация на него, какая найдется;
- при закупке азартной игры - изымается игровое оборудование (игровые автоматы, компьютеры, мониторы, маршрутизаторы, терминалы, системные блоки, регистраторы, клавиатуры и даже компьютерные мыши) и найденные наличные деньги.
В любом случае полиция изымет и такие предметы, которые вообще не могут и не должны находиться в организации или у предпринимателя - наркотики, незарегистрированное оружие, взрывчатка, боеприпасы, а также документы с признаками подделки (включая фальшивые наличные деньги). Обязанность полиции изымать подобные предметы предусмотрена законом (п. 37 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", абз. 1 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД).
Изъятие, будучи направленным на обеспечение раскрытия преступлений, не является мерой ответственности за преступление и не связано с лишением лица права собственности. Изъятие имущества при ОРМ носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству (определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 N 304-О, абз. 5 п. 2 мотивировочной части).
Пункт 1 ст. 15 Закона об ОРД разрешает полиции производить изъятие при любом ОРМ - гласном или негласном. При проверочной закупке изъятие проводится тогда, когда закупка уже перешла в гласную стадию, и полицейские предъявили свои удостоверения. Поэтому составление протокола об изъятии строго обязательно (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД).
Об изъятии документов, носителей информации и любых прочих предметов и вещей должен быть составлен Протокол изъятия. Вместо протокола может быть составлен документ с иным названием (например, акт изъятия), главное, чтобы такой документ соответствовал требованиям закона (апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2014 N 33-11548/14).
Протокол изъятия оформляется по правилам ст. 166 УПК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Поэтому участие понятых при изъятии, проводимом в рамках проверочной закупки, регламентируется нормами ст. 170 УПК РФ, при этом ч. 1.1 этой статьи разрешает в данном случае вместо понятых использовать "технические средства фиксации хода и результатов следственного действия", то есть видеосъемку. На практике, как правило, при осуществлении изъятия присутствуют понятые.
Изымая документы, сотрудники полиции обязаны оставить владельцу их заверенные копии (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Если изготовить или отдать заверенные копии в момент изъятия невозможно, то полицейские должны изготовить и передать копии в течение пяти календарных дней с момента изъятия, а если в течение этих пяти дней передача копий не состоялась, у полиции имеется еще три календарных дня, чтобы отослать заверенные копии по почте заказным почтовым отправлением (абз. 4 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД). В этом случае в протокол изъятия вписывается номер почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
Если полиция изымает электронные носители информации, то она также обязана изготовить их заверенные копии. Возможен и такой вариант: информация с изъятых носителей копируется на другие электронные носители. Для этого необходимо соблюсти два условия: во-первых, о копировании информации должно поступить ходатайство от владельца информации или владельца электронных носителей; во-вторых, владелец информации или изъятого носителя должен сам, за свой счет, предоставить новый носитель, куда и будет скопирована информация. Если изготовить копии на месте не представляется возможным, то заверенные копии или новые носители информации передаются владельцам в течение пяти календарных дней после изъятия (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД).
Однако полиция может и отказать в копировании документов и информации. Это возможно в том случае, если такое копирование способно помешать осуществлению оперативно-разыскной деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД).
Все свои замечания к процессу изъятия документов и вещей обязательно заносите в протокол изъятия. Данное обстоятельство обычно проверяется и оценивается судом в случае обжалования действия полиции. Такие замечания является практически единственным средством обратить внимание суда на нарушения процедуры, поскольку в силу сложившейся традиции отечественный суд больше доверяет показаниям сотрудников полиции, чем частному бизнесу.
Изъятые документы и носители информации обычно сразу отправляются в ОВД, а изъятое имущество иного рода (спиртное, игровые автоматы и прочие подобные предметы) передаются на ответственное хранение третьим лицам. Их дальнейшая судьба зависит от того, как будет использованы сведения, послужившие основанием для проведения обследования.
Если изъятое будет использовано в качестве доказательств по уголовному делу, то оно учитывается и хранится в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств (п. 39 Инструкции N 199, ст. 82 УПК РФ). Если же уголовное дело не возбуждается, и, таким образом, в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу статей 2 и 10 (часть четвертая) Закона об ОРД дело оперативного учета подлежит прекращению (определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О). В этом случае владельцы вправе потребовать возврата изъятого имущества (ч. 4 ст. 81 УПК РФ), а в случае отказа полиции - обжаловать этот отказ в судебном порядке. Однако на практике, если по итогам ОРМ возбуждено дело об административном правонарушении, изъятое приобщается к его материалам и дальнейшую судьбу изъятого имущества решит орган, рассматривающий административное дело по существу (решения Московского городского суда от 22.01.2015 N 7-250/15, Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2014 по делу N А40-61543/2014, постановление Владимирского областного суда от 21.09.2012 по делу N 4а-278/2012).
Суд может использовать данные, собранные в рамках проведения оперативно-разыскных мероприятий, даже если изъятие, проведенное в этих же рамках, было признано незаконным, в частности, на этом основании был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела (постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.10.2015 N С01-896/2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах