Кто из полицейских вправе проводить проверочную закупку?
Необходимо понимать, что не всякий полицейский допускается к оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) и вправе ею заниматься. Перечень подразделений МВД, уполномоченных на ОРД с указанием конкретных разрешенных оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), установлен приказом МВД России от 19.06.2012 N 608. Полномочия сотрудников конкретных подразделений полиции можно уточнить в нормативно-правовых актах, которые устанавливают статус этих подразделений.
В частности, на практике достаточно часто к предпринимателю или в организацию с ОРМ Проверочная закупка являются сотрудники отдела (группы, центра) исполнения административного законодательства (ОИАЗ, ГИАЗ или ЦИАЗ территориального органа МВД России). Между тем согласно Типовому положению об отделе (отделении, группе) по исполнению административного законодательства территориального органа МВД России на межрегиональном и районном уровнях (утв. приказом МВД России от 29.12.2012 N 1156) эти подразделения созданы для предупреждения и пресечения административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний. Однако полномочий на проведение ОРД у данных подразделений нет. Проверочная закупка, проведенная сотрудниками таких подразделений, может быть признана судом незаконной по заявлению заинтересованных лиц (постановление Второго ААС от 31.05.2012 N 02АП-2610/12; решения Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2011 по делу N А76-13206/2011; Арбитражного суда Томской области от 07.04.2010 по делу N А67-1776/2010).
Если проверочная закупка проводится оперуполномоченными ОЭБ и ПК (они же - ОБЭП и ПК, то есть сотрудниками подразделений экономической безопасности (или борьбы с экономическими преступлениями) и противодействия коррупции), то сомнений быть не может: эти полицейские вправе проводить любые ОРМ и в любом объеме (п. 2 Перечня из упомянутого Приказа N 608, см. также п. 2 Указа Президента РФ от 06.09.2008 N 1316, п. 16.2 Инструкции, утв. приказом МВД России от 17.01.2006 N 19).
Кроме того, оперуполномоченные оперативных подразделений полиции, правомочных осуществлять ОРД, также обладают правом составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 и ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ (см. п.п. 3.1, 4.1, 5.1 Перечня, утвержденного приказом МВД России от 05.05.2012 N 403). Следовательно, если оперативниками сразу после проведения ОРМ Проверочная закупка составляется протокол об административном правонарушении (такое бывает, и достаточно часто), то нельзя оспаривать это действие по мотивам составления протокола неуполномоченными лицами. Если протокол составлялся сотрудниками иных подразделений полиции, то нужно проверять их полномочия в каждом конкретном случае (в зависимости от статьи КоАП) по упомянутому приказу МВД России N 403.
Участие стажеров
Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 342-ФЗ) лицо, поступающее на службу в полицию, на период испытательного срока назначается стажером на соответствующую должность. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Согласно ст. 32 Закона о полиции стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определённом МВД России. В этом случае на них распространяются установленные законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции. Порядок привлечения сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, установлен приказом МВД России от 15.08.2011 N 942.
Законно ли привлечение стажеров к проведению ОРМ Проверочная закупка? Этот вопрос однозначно не решен. Прямой запрет на использование стажеров в оперативных мероприятиях предусмотрен лишь для случаев, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан (ч. 3 ст. 24 Закона N 342-ФЗ). Но ОРМ Проверочная закупка, как правило, не является смертельно опасным делом. Ущемление законных прав, свобод и интересов граждан - слишком расплывчатая формулировка, чтобы однозначно делать выводы о недопустимости участия в ОРМ стажера. Во всяком случае, здесь есть правовое пространство для обжалования такого ОРМ.
Что касается полномочий стажера в административном процессе, то согласно абз. 2 п. 10 Порядка, утв. приказом МВД России от 15.08.2011 N 942, стажеры не вправе самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.11.2012 по делу N А74-4707/2012).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах