Основания для проведения проверочной закупки
Как и всякое иное оперативно-разыскное мероприятие (далее - ОРМ), проверочная закупка может быть проведена только при наличии оснований, установленных законом (ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона об ОРД), к которым относятся уголовное дело либо материал проверки сообщения о преступлении, информация о признаках преступления (если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела), информация об угрозах безопасности страны, о без вести пропавших лицах, о скрывающихся от следствия и суда и т.п. (ст. 7 Закона об ОРД). В любом случае проведение ОРМ должно быть обусловлено исключительно необходимостью выяснения обстоятельств преступления. Проведение ОРМ для установления административного проступка противоречит закону (определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О, от 15.07.2004 N 304-О, от 21.11.2013 N 1872-О, от 20.10.2005 N 375-О, от 22.04.2005 N 198-О и другие). А стало быть, не может использоваться среди доказательств по административному делу (постановления ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 N А55-7566/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2006 N Ф08-5116/06, Восьмого ААС от 31.08.2010 N 08АП-6851/2010, Тринадцатого ААС от 21.02.2012 N 13АП-854/12, Третьего ААС от 14.06.2012 N 03АП-1952/12, Второго ААС от 19.02.2009 N 02АП-394/2009 и от 21.09.2009 N 02АП-4304/2009, Восемнадцатого ААС от 24.10.2012 N 18АП-10061/12, решения Арбитражного суда Алтайского края от 31.03.2014 по делу N А03-2788/2014, Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2011 по делу N А55-19472/2011, Верховного Суда Республики Карелия от 04.10.2013 по делу N 21-195/2013, постановление Селижаровского районного суда Тверской области от 29.10.2012 по делу N 5-17/2012, решения Комсомольского районного суда Ивановской области от 13.08.2014 по делу N 12-30/2014, Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18.12.2013 по делу N 12-1495/2013, Сосногорского городского суда Республики Коми от 18.12.2013 по делу N 12-79/2013). Однако противоположная практика тоже имеется: решения Арбитражного суда Омской области от 25.04.2014 по делу N А46-3299/2014, Арбитражного суда Владимирской области от 12.09.2011 по делу N А11-5444/2011, Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.05.2014 по делу N 12-55/2014, постановления Московского городского суда от 18.04.2012 N 4а-782/12 и от 06.12.2013 N 4а-2574/13, Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2014.
Иногда полицейские не проводят именно проверочную закупку, а действуют иначе: они приходят, скажем, в магазин и ждут совершения правонарушения (например, продажи алкоголя несовершеннолетнему закупщику, привлеченному к сотрудничеству не на основе Закона об ОРД, а по п. 34 ст. 13 Закона о полиции), после чего фиксируют факт нарушения протоколом об административном правонарушении. Внешне это очень походит на ОРМ Проверочная закупка, но таковым не является (постановление Восьмого ААС от 09.04.2014 N 08АП-743/14, решения Ужурского районного суда Красноярского края от 16.09.2014 по делу N 12-27/2014, Саткинского городского суда Челябинской области от 21.05.2013 по делу N 12-18/2013, Челябинского областного суда от 15.08.2013 по делу N 7-650/2013, Пермского краевого суда от 27.08.2013 по делу N 21-463/2013). Однако если в деле появятся данные о том, что такое мероприятие предварительно организовывалось сотрудниками полиции, суд может признать, что фактически все же имело место ОРМ Поверочная закупка, не оформленное должным образом (постановления Семилукского районного суда Воронежской области от 07.10.2014 по делу N 12-66/2014, Второго ААС от 03.10.2012 N 02АП-5809/12). Кроме того, если событие правонарушения полицейские доказывали без особенной тщательности, в частности: не изымали и не осматривали купленый товар и не устанавливали наличие в магазине (у продавца) товаров той же марки, серии, того же номера партии, не изымали кассовый чек и контрольную ленту ККТ, не проводили осмотр закупщика (если продавец указывает на то, что якобы купленый товар покупатель на самом деле принес собой) и т.п., то административное дело может полностью развалиться в суде (решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24.03.2015 по делу N 12-28/2015).
Итак, знать основания проведенной проверочной закупки - очень важно. Однако на деле получить достоверную информацию о них практически нереально, если орган полиции добровольно ее не предоставил (например, оставил копию Постановления о проведении данного ОРМ). Тем не менее эти основания могут быть проверены постфактум, по жалобе, - и прокурором, и судом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах