Проверочная закупка
Данное оперативно-разыскное мероприятие (далее - ОРМ) предусмотрено п. 4 ст. 6 Закона об ОРД. Процедура его проведения законом не установлена*(1). На практике проверочная закупка происходит следующим образом.
Прежде всего полиция должна иметь основания для проведения ОРМ Проверочная закупка. О проведении данного ОРМ начальником органа полиции выносится постановление (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД). Проводить закупку вправе только такие сотрудники полиции, которые уполномочены на проведение ОРД (а в полиции служат не только они).
Начинается это ОРМ негласно - полиция приходит под видом простых посетителей, которые приобретают конкретный товар или услугу. Вообще это могут быть и не сами полицейские, а подосланные и проинструктированные ими люди - закупщики (а в ряде случаев покупают товар только закупщики, например, при закупке спиртного несовершеннолетним). Важно, что закупаемый товар (услуга) должен иметь какие-нибудь ограничения к обороту (иначе ОРМ теряет свой смысл). И сотрудникам полиции, и иным привлекаемым лицам запрещено провоцировать продавца на сбыт.
Затем покупка оплачивается. После передачи продавцу денежных средств и получения чека или иного документа об оплате ОРМ становится гласным: сотрудники полиции предъявляют свои удостоверения и объявляют о том, что проводилось ОРМ "Проверочная закупка". Закупка и ее обстоятельства письменно фиксируются в специальном документе - акте (либо протоколе) проведения ОРМ Проверочная закупка. Очень часто в проверочной закупке участвуют и понятые.
Далее в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД может быть произведено изъятие документов или предметов с составлением соответствующего протокола: практически всегда изымается предмет сделки; остальные вещи - по усмотрению сотрудников полиции. Деньги, переданные для оплаты предмета закупки, возвращаются полиции. Об изъятии составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ.
Иногда сразу же по изъятии предмета закупки полицейские возбуждают дело об административном правонарушении - составляют протокол об административном правонарушении, иные документы по делу, предусмотренные КоАП РФ. Такие действия полиции могут свидетельствовать о том, что для проведения ОРМ не было достаточных и законных оснований (ОРМ могут проводиться только для проверки сведений о преступлении). В этом случае привлекаемое лицо приобретает дополнительный плацдарм для судебного обжалования постановления об административном правонарушении.
Противодействие полицейским, проводящим ОРМ Проверочная закупка, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Противодействие может выражаться, в том числе, такими способами:
- отказ пустить полицию внутрь (постановления Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 11.02.2013 по делу N 5-25/2013; Сызранского районного суда Самарской области от 06.12.2013 по делу N 5-132/13; Мончегорского городского суда Мурманской области от 12.03.2013, решение Омского областного суда от 02.09.2014 по делу N 77-657);
- отказ предъявить свои документы, попытка скрыться (постановления Адлерского районного суда г. Сочи от 08.03.2013 по делу N 5-790/2013; Октябрьского районного суда Ростовской области от 11.09.2014 по делу N 5-125/2014; Таганрогского городского суда Ростовской области от 19.02.2013 по делу N 5-149/13);
- попытка выдворить полицию из помещения (постановление Березниковского городского суда Пермского края от 10.04.2013 по делу N 5-65/2013);
- нецензурная брань (постановление Воскресенского городского суда Московской области по делу N 5-39/2015).
При этом отказ от общения с полицией не обязательно расценивается как правонарушение (решение Краснодарского краевого суда от 07.05.2013 по делу N 12-766/2013).
К административной ответственности нарушитель привлекается, если в его действиях не содержится признаков состава преступления (например, ст.ст. 318, 319 УК РФ): в таком случае возбуждается уголовное дело. К выводу о том, что в деле имеются признаки преступления, может прийти и районный суд при рассмотрении дела по ч. 1 ст. 19.3 КоАП (постановление Суда района имени Лазо Хабаровского края от 19.05.2014 по делу N 5-54/14).
Наиболее популярными у полиции являются следующие мероприятия (в отношении бизнес-субъектов):
- закупка рецептурных лекарственных средств (без предъявления рецепта врача). Покупают, как правило, недорогие, популярные в народе антибиотики;
- закупка алкогольных напитков в ночное время;
- закупка алкоголя, проводимая несовершеннолетним закупщиком. Проводится не только в магазинах, но и в барах, кафе, ресторанах - местах, где пока не принято интересоваться возрастом клиента;
- закупка алкоголя в точках, торгующих алкоголем без действующей во время и в месте закупки лицензии и/или без сопроводительных документов на алкоголь;
- закупка ДВД-дисков с контрафактной видеопродукцией, с пиратским софтом;
- закупка услуги по установке этого пиратского софта;
- проверочная закупка азартной игры с использованием электронного терминала либо игрового автомата и т.п.;
- закупка петард, фейерверков и прочей пиротехнической продукции (как правило, в декабре, в канун Нового года);
- закупка иной продукции с незаконным использованием чужого товарного знака.
Действия (бездействия) полиции, связанные с проведением ОРМ Проверочная закупка, могут быть обжалованы в суде, в прокуратуре или в вышестоящем органе полиции (у вышестоящего должностного лица полиции) (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД, ст. 53 Закона о полиции). Порядок обжалования для любых ОРМ одинаков.
______________________________
*(1) Весьма вероятно, что существует внутренняя Инструкция МВД, предписывающая ход и характер закупки. Однако такая Инструкция должна быть засекречена в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об ОРД (сведения об организации и о тактике проведения ОРМ). Кроме того, факт неисполнения такой Инструкции может повлечь только какие-то дисциплинарные последствия для полицейских, проводивших закупку; на незаконность самого ОРМ это не влияет. Таким образом, для организаций и предпринимателей знакомство с содержанием такой инструкции лишено большой ценности.
Тема
См. также
Как вести себя при проведении полицией проверочной закупки
Основания для проведения проверочной закупки
Кто из полицейских вправе проводить проверочную закупку?
Постановление о проведении проверочной закупки
Изъятие документов и вещей при проведении полицией проверочной закупки
Провокация во время проведения полицией проверочной закупки
Участие закупщика в проверочной закупке
Участие понятых в проверочной закупке
Акт (протокол) проверочной закупки
Обжалование действий полиции, связанных с проведением оперативно-разыскных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах