Наведение справок полицией (оперативно-разыскное мероприятие)
Наведение справок в качестве оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ) предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). Более о наведении справок закон ничего не говорит. На практике под ОРМ "Наведение справок" понимается как непосредственное изучение документов, представляющих оперативный интерес, так и направление запросов о предоставлении таких сведений. Адресатами запросов могут быть государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы (апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014, решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.02.2015. по делу N 2-2093/2015). Направление либо вручение таких запросов, требований о получении необходимой информации - это способ реализации права на проведение ОРМ "Наведение справок" (апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 21.05.2014 по делу N 33-6379/2014).
При этом не стоит обманываться термином "наведение справок", подразумевая под справками именно справки, то есть краткие сведения по существу вопроса. И полиция, и суд исходит из того, что "справками" в рассматриваемом ОРМ являются полнотекстовые документы или их копии, причем в неограниченном количестве. Нам удалось отыскать только одно уникальное судебное решение, в котором которым признаны незаконными действия полиции по направлению запросов о предоставлении учредительных, бухгалтерских и финансовых документов в рамках ОРМ Наведение справок, потому что "предметом письменных запросов являлось предоставление первичных учредительных, бухгалтерских и финансовых документов организации за период более шести лет, а не каких-либо сведений (информации)" (определение Красноярского краевого суда от 21.08.2014 по делу N 4г-1647/2014). Во всех остальных случаях суды безоговорочно понимают под справками именно разнообразные документы (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014 и другие).
Кроме того, Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) также предоставляет полиции право (п. 4 ч. 1 ст. 13) запрашивать и получать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, если таковые нужны в связи с проверкой заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, при условии, что эти заявления зарегистрированы по правилам приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" и приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях". Указанный запрос должен быть мотивирован (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
Однако полиция вправе проводить и оперативно-разыскные мероприятия (п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД).
Очевидно, что права, предоставленные п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, несколько уже, чем полномочия, предусмотренные Законом об ОРД и п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Поэтому на практике и полиция, и суд, в основном, руководствуются положениями оперативно-разыскного законодательства, даже если в полицейском запросе в качестве правового основания указаны только п. 4 ч. 1 ст.13 Закона о полиции.
При проведении ОРМ "Наведение справок" (т.е. при направлении запроса) полицейские обязаны руководствоваться общими требованиями Закона об ОРД и Закона о полиции. К таким требованиям можно отнести следующие:
1) Как любое ОРМ, Наведение справок может осуществляться гласно и негласно (п. 1 ст. 15, ст. 1 Закона об ОРД). Негласный сбор информации, вероятно, регламентируется внутренними засекреченными документами МВД. Настоящий материал Энциклопедии решений посвящен гласному ОРМ.
2) Для проведения рассматриваемого ОРМ полиция (и иные правоохранители) должны располагать законными основаниями, предусмотренными ст. 7 Закона об ОРД. Проведение любого ОРМ должно быть обусловлено исключительно необходимостью выяснения обстоятельств преступления. В частности, недопустимо проведение ОРМ для установления события административного правонарушения (определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О, от 22.04.2005 N 198-О и др.) Если в ходе оперативно-разыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, то проведение ОРМ в силу ст. 2 и части четвертой ст. 10 Закона об ОРД должно быть прекращено (определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 327-О). Впрочем, иногда суды пребывают в полном неведении о существовании указанной правовой позиции (решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.03.2015 по делу N 71-8/2015). Подробно данный вопрос рассмотрен в материале Энциклопедия решений. Основания для проведения полицией оперативно-разыскных мероприятий.
3) Поскольку Наведение справок является оперативно-разыскным мероприятием, его могут осуществлять не все сотрудники полиции, а только те, которые наделены полномочиями именно на осуществление оперативно-разыскной деятельности. Перечень оперативных подразделений МВД, наделенных указанными полномочиями, установлен приложением к приказу МВД РФ от 19.06.2012 N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России". Там же приводится перечень разрешенных каждому подразделению ОРМ. Так, например, сотрудники Центров по исполнению административного законодательства межмуниципальных отделов МВД (сейчас они называются ГИАЗ, ЦИАЗ) вообще не вправе заниматься ОРД (приказ МВД РФ от 29.12.2012 N 1156 "Об утверждении Типовых положений о подразделениях организации применения административного законодательства и подразделениях по исполнению административного законодательства"). Указанные сотрудники также вправе получать информацию по запросам, но это будут запросы в связи с находящимися в их производстве делами об административных правонарушениях (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), следовательно, оформленные в виде определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП РФ).
4) Для осуществления ОРМ Наведение справок, а следовательно, для отправки запроса, не требуется вынесения постановления или распоряжения о проведении ОРМ (как, например, для проведения обследования или проверочной закупки), поскольку Закон об ОРД этого не предусматривает. Это не означает, что отправитель запроса вообще никак не оформляет данное ОРМ - какие-то свои внутренние документы (скажем, дело оперативного учета) у него должны быть. Другое дело, что Вам как частному лицу эту информацию не предоставят. Зато она, скорее всего, появится в суде, если запрос будет обжалован туда.
5) Законный запрос необходимо исполнить в срок, указанный в этом запросе, а если этого срока нет - то не позднее одного месяца с момента вручения запроса (ч. 4 ст. 13 Закона о полиции). Ни о какой добровольности предоставления документов и речи не идет, ибо законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, обязательны для исполнения всеми госорганами, физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (ч. 5 ст. 15 Закона об ОРД, ч. 4 ст. 13 Закона о полиции).
6) Наведение справок - это не только направление запросов; теоретически наводить справки можно и посредством непосредственного обращения уполномоченного лица в соответствующую организацию. Возникает вопрос - вправе ли полицейские, реализуя это право, при наведении справок непосредственно забирать интересующие их документы? Очевидно, такое право у них есть, однако при этом они обязаны руководствоваться положениями абз. 2 и 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД и оставить их заверенные копии. Если в момент проведения ОРМ это невозможно, копии передаются в течение пяти календарных дней. Если изымаются электронные носители информации, то по просьбе владельца этих носителей (или владельца информации на них) данные с изымаемых носителей копируются на другие носители, предоставленные просителями. О любом таком изъятии полиция обязана составить протокол изъятия (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД,), который составляется по правилам ст. 166 УПК РФ. Участие понятых при изъятии регламентируется ст. 170 УПК РФ. Процедура изъятия и составления протокола практически совпадает с аналогичной процедурой при проведении ОРМ Обследование помещений
7) Ответственность за неисполнение запроса предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ (см., например, решение Дорогомиловского районного суда г. Москва по делу N 12-74/2015, решение Котласского городского суда Архангельской области от 29.07.2013 по делу N 12-215/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.08.2012 по делу N 33-15150/2012, решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 12.08.2011 по делу N 12-28/2011, постановление Сызранского городского суда Самарской области). Размер штрафа составляет - от трехсот до пятисот рублей для должностных лиц и от трех тысяч до пяти тысяч рублей - для юридических. Возможно, в некоторых случаях компании будет значительно выгоднее рискнуть суммой штрафа, чем передавать запрошенные документы, тем более что далеко не по всем фактам непредставления документов полиция составляет протоколы.
8) Обжалование данного ОРМ (как и любого другого) возможно путем продажи жалобы вышестоящему должностному лицу полиции, либо в прокуратуру, либо в районный суд по правилам ст. 125 УПК РФ (см. абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 30.09.2014 по делу N 33-3641). Необходимо отметить, что на практике суд не всегда принимает во внимание упомянутое постановление Пленума ВС РФ и настаивает на рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства (постановление Президиума Омского областного суда от 23.05.2011 по делу N 4У-10020/2011, кассационное определение СК по уголовным делам Кемеровского областного суда от 14.04.2011 по делу N 22К-1543, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014). Обжалование запроса (равно законности действий и решений должностных лиц полиции) в арбитражном суде не имеет смысла, так как арбитражный суд прекратит производство по делу в связи с неподведомственностью спора (определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014 по делу N А81-4195/2014, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2014 N Ф04-6135/14, ФАС Поволжского округа от 07.06.2012 N Ф06-3659/12). Порядок обжалования ОРМ Наведение справок полностью совпадает с обжалованием других оперативно-разыскных мероприятий.
Тема
См. также
Полицейский запрос в рамках проведения оперативно-разыскного мероприятия "Наведение справок"
Основания для проведения полицией оперативно-разыскных мероприятий
Обжалование действий полиции, связанных с проведением оперативно-разыскных мероприятий
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах