Мораторий на проведение плановых проверок трудовой инспекцией субъектов малого предпринимательства
Статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ установлен запрет на проведение с 01.01.2016 по 31.12.2018 плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Данный запрет распространяется и на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 6 ст. 26.1, ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Мораторий не распространяется на внеплановые проверки работодателей-субъектов малого предпринимательства, проводимые трудовой инспекцией по жалобам работников и по контролю за исполнением ранее выданного предписания.
Частями 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ установлены исключения из правила о временном запрете на проведение плановых проверок для субъектов малого предпринимательства. Так, мораторий не распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей:
1) Осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). В указанном перечне определены и органы, которые наделены правом проведения плановых проверок таких лиц. Однако органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в данном перечне не указаны, поэтому указанное исключение на проверки трудовой инспекцией не распространяется.
2) В отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ. Однако правонарушения, предусмотренные частями 1 - 3 ст. 5.27, частями 1 - 4 ст. 5.27.1, ст.ст. 5.28-5.34, ст. 15.34, за совершение которых инспекция труда выносит постановления о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ), не отнесены КоАП РФ к грубым нарушениям.
3) В отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее 3 лет. Законодательством не предусмотрено наказание в виде дисквалификации индивидуального предпринимателя за нарушение трудового законодательства и требований охраны труда. При этом постановление об административном приостановлении деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных к субъектам малого предпринимательства, может быть вынесено судьей районного суда лишь за нарушение законодательства в области охраны труда, если ранее работодатель уже подвергался административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 и ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Данный вид административного наказания установлен для работодателей с 01.01.2015, поэтому в любом случае об истечении 3 лет с даты окончания проверки, по результатам которой принято такое решение, речь идти не может.
Соответственно, государственная инспекция труда вправе провести плановую проверку в период действия моратория только в отношении работодателей-субъектов малого предпринимательства, привлеченных к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. Для остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, действует запрет на проведение трудовой инспекцией плановых проверок в 2016 - 2018 годах.
Если работодатель - субъект малого предпринимательства все же будет включен в план проверок гострудинспекции на 2016 год, то он вправе подать заявление об исключении его из плана, с приложением документов, подтверждающих отнесение его к субъектам малого предпринимательства (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. Также плановая проверка не может проводиться, а начатая подлежит прекращению, если работодатель представит инспектору труда документы, подтверждающие отнесение его к субъектам малого предпринимательства, например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. Прекращение проведения плановой проверки оформляется соответствующим актом (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Проведение плановой проверки субъекта малого предпринимательства в нарушение требований о моратории является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ и влечет за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (ч. 7 ст. 26.1, ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.