Установление полицией временного запрета деятельности
Полиция вправе применять данные полномочия при производстве дел только по тем правонарушениям, которые перечислены в ст. 23.3 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
В качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении полиция вправе наложить временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ, п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Временный запрет применяется только в отношении предпринимателя или юридического лица (ч. 1 ст. 3.12, ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ). При этом полиция на время прекращает деятельность организации (ИП) целиком или выборочно: запрет может касаться филиала, цеха, производственного участка, здания или иного объекта, отдельного вида деятельности или услуги (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ). Никакого разрешения прокуратуры (или суда, или вообще кого бы то ни было) для этого не требуется.
Временный запрет деятельности может применяться, только если налицо одновременно целый ряд специальных условий:
- нужно пресечь административное правонарушение, обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела и исполнение принятого по делу постановления (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ);
- за это совершаемое правонарушение КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного приостановления деятельности (АПД) (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ):
- данное правонарушение характеризуется исключительными обстоятельствами - существует угроза жизни или здоровью людей, угроза возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, угроза наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, угроза причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, и нет способа предотвратить эти угрозы как-то иначе (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ). Либо необходимо устранить допущенные нарушения, выразившиеся в незаконном привлечении мигранта к трудовой деятельности в РФ, либо в несоблюдении установленных для иностранных лиц ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).
Временный запрет вправе применить только те сотрудники полиции, которые уполномочены составлять протоколы о тех конкретных правонарушениях, за которые может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ). Как узнать, уполномочен ли применять временный запрет конкретный сотрудник полиции? Необходимо последовательно:
- уточнить статью КоАП РФ, которая вменяется полицейским в данных обстоятельствах, и проверить, предусматривает ли она наказание в виде административного приостановления деятельности;
- затем свериться с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.3 КоАП РФ, и проверить, правомочна ли полиция вообще составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном вмененной статьей КоАП РФ;
- затем обратиться к приказу МВД России от 05.05.2012 N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" и проверить, правомочен ли сотрудник полиции конкретной должности конкретного уровня на составление протокола по этой вмененной статье КоАП РФ.
Применяя временный запрет деятельности, сотрудники полиции составляют об этом специальный протокол (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ). Он должен содержать следующую информацию:
- основание для назначения запрета (то есть вмененная статья КоАП РФ, а также перечисляются те имеющиеся исключительные обстоятельства, которые требуют применения временного запрета деятельности);
- дата и место составления протокола,
- ФИО и должность составившего протокол сотрудника полиции,
- сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ФИО или наименование, адрес места нахождения, ИНН и иные данные)
- объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности (например, филиал, магазин, киоск и т.п, с указанием адреса и/или иных характеристик),
- время фактического прекращения деятельности,
- объяснения ИП (законного представителя юридического лица).
Протокол обязательно подписывается предпринимателем или законным представителем организации, чья деятельность попала под временный запрет (ч. 4 ст. 27.16 КоАП РФ). Ему же обязательно вручается копия протокола (ч. 5 ст. 27.16 КоАП РФ). Составление протокола о временном запрете деятельности в отсутствие предпринимателя или законного представителя юридического лица и без его надлежащего извещения является грубым нарушением КоАП РФ (решение АС Новосибирской области от 20.05.2014 по делу N А45-5157/2014, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.08.2009 N Ф03-4159/2009).
Обязательного участия понятых при составлении протокола о временном запрете деятельности статья 27.16 КоАП РФ не предусматривает.
Затем полицейский, составивший протокол о временном запрете деятельности, накладывает пломбы, опечатывает помещения, кассы, места хранения товаров и иных материальных ценностей, применяет иные меры для недопущения запрещенной протоколом деятельности (ч. 6 ст. 27.16 КоАП РФ). Опечатывание помещений без составления протокола о временном запрете деятельности незаконно (решения АС Мурманской области от 04.07.2013 по делу N А42-2170/2013, АС г. Москвы от 01.08.2012 по делу N А40-59617/2012; обратный вывод см. в постановлении Восемнадцатого ААС от 24.09.2012 N 18АП-8988/12).
Что будет, если не повиноваться требованиям полиции о приостановлении деятельности: отказаться остановить механизмы, покинуть помещение, сорвать пломбу или печать и т.п.? Такие действия могут быть квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ(неисполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Можно поплатиться штрафом (1 000 - 1 500 рублей для граждан, 2 000 - 3 000 рублей для должностных лиц и ИП, 50 000 - 100 000 рублей для организаций) и дисквалификацией (6-12 месяцев) и приостановлением деятельности (до 90 суток).
Срок временного запрета начинает течь с того момента, когда деятельность предпринимателя или организации была фактически остановлена (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом КоАП РФ не устанавливает максимальную продолжительность этого запрета (ч. 1 ст. 27.17 утратила силу). Однако протокол об административном правонарушении, по которому применен временный запрет деятельности, должен быть передан на рассмотрение судье незамедлительно после составления (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ), а само дело должно быть рассмотрено в течение недели с момента фактического прекращения деятельности (работ), оказания услуг (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении, по которому полиция применила временный запрет деятельности, передается на рассмотрение в суд. Почему именно в суд? Потому что временный запрет применяется в исключительных ситуациях, когда для охраны общественных интересов необходимо приостановить деятельность организации или предпринимателя. Очевидно, что применяя данную обеспечительную меру, полиция предполагает, что в дальнейшем и вплоть до полного устранения нарушения деятельность правонарушителя будет приостановлена. Этой цели отвечает лишь такой вид административного взыскания, как административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ). Более того, временный запрет нельзя применять по таким делам, которые не предполагают в качестве наказания именно АПД (ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ). Систематически толкование указанных норм позволяет прийти к выводу, что применение временного запрета деятельности обязательно предполагает дальнейший контроль дела тем органом, который вправе применить АПД в конкретном деле. В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ АПД назначается судьями либо Ростехнадзором (исключительно за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ) (абз. 3 ч. 1 ст. 3.12, п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ, п. 1 Положения о Ростехнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). Полиция не вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (см. п. 1 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.3 КоАП РФ). Следовательно, все полицейские протоколы об административных правонарушениях и применении временного запрета деятельности неизбежно подвергаются судебному контролю (см. также вопрос N 27 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 01.03.2006).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах