Налогоплательщики, обязанные представлять уведомления о контролируемых сделках
Обязанность уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках на основании п. 1 ст. 105.16 НК РФ возникает у налогоплательщиков, совершивших в календарном году контролируемые сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ.
Следует учитывать, что контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). При этом к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ приравнены отдельные сделки, поименованные в пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
Под сделкой для целей применения положений раздела V.1 НК РФ признается каждая отдельная операция (транзакция) (например, отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (письмо ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/14433@).
Следовательно, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы обо всех действиях, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которые в соответствии с ГК РФ признаются сделками и соответствуют установленным в ст. 105.14 НК РФ условиям признания их контролируемыми сделками (письма Минфина России от 05.05.2016 N 03-01-18/25924, от 04.05.2016 г. N 03-01-18/25860, от 13.01.2014 N 03-01-18/352, от 26.12.2013 N 03-01-18/57457, от 19.07.2012 N 03-01-18/5-98).
Налогоплательщиками в силу абз. 1 ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Понятие организация и физическое лицо определены в п. 2 ст. 11 НК РФ.
Соответственно, обязанность уведомить налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ, должна быть исполнена лицом, на которое в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (письмо Минфина России от 21.05.2015 N 03-01-18/29429).
С учетом положений п. 2 ст. 11 НК РФ, определяющей понятие "организация", обязанности в части уведомления о контролируемых сделках распространяются в том числе на созданные на территории РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц (письмо Минфина России от 04.08.2015 N 03-01-18/44950).
Уведомление о контролируемых сделках представляется каждой стороной контролируемой сделки.
Необходимо учитывать, что согласно п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные разделом V.1 НК РФ, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 105.3 НК РФ (налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС).
Поэтому уведомить налоговый орган о совершенной контролируемой сделке обязаны все ее участники, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками, независимо от того, является ли налогоплательщик по таким сделкам стороной, получившей доходы и (или) осуществившей расходы (письма Минфина России от 01.11.2013 N 03-01-18/46748, от 17.10.2013 N 03-01-18/43383, от 09.04.2013 N 03-01-18/11726, от 11.02.2013 N 03-01-18/3238, от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127 и письма ФНС России от 11.03.2015 N ЕД-4-13/7083@, от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@).
В случае если сделка не признается в целях НК РФ контролируемой, представление уведомления о контролируемых сделках в отношении такой сделки не требуется (письмо Минфина России от 16.09.2015 N 03-01-18/53089).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах