Лицензионные проверки управляющих компаний МКД
Лицензирование управляющих компаний (а это и выдача лицензий, и проведение проверок) проводят органы государственного жилищного надзора, далее - органы ГЖН (ч. 3 ст. 192 ЖК РФ). Таким надзором в РФ уполномочены заниматься только органы исполнительной власти регионов (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ), а федеральный госжилнадзор законодательством не предусмотрен.
Таким образом, органы ГЖН - это не федеральные органы, а региональные, то есть образованные субъектами РФ (см. также п. 8.5 ст.13 ЖК РФ, п. 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, далее - Положение N 1110). В каждом конкретном субъекте РФ о "своем" органе ГЖН приняты отдельные документы, в которых перечислены наименование органа ГЖН, полномочия должностных лиц, порядок проведения проверок. Эти региональные акты не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 6 ст. 5 ЖК РФ).
В рамках лицензионного контроля органы ГЖН проводят проверки в порядке, предусмотренном Законами N 99-ФЗ и N 294-ФЗ, но с некоторыми особенностями (ч. 1 ст. 196 ЖК РФ, п. 13 Положения N 1110).
Кроме проверок, органы ГЖН могут проводить:
- систематическое наблюдение и анализ информации - если речь идет об исполнении обязанностей по раскрытию информации (пп. "а" п. 4 Порядка, утв. приказом Минрегионразвития РФ от 09.04.2012 N 162). Это ни что иное, как отслеживание наполнения собственных сайтов УК и страничек УК на сайтах https://www.reformagkh.ru/ и https://dom.gosuslugi.ru;
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения (п. 4 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ), то есть измерить температуру воды, подаваемой потребителю, и т.п.
Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми, а по форме проведения - документарными или выездными (ч. 6 ст. 19 Закона N 199-ФЗ, ст. 9-12 Закона N 294-ФЗ).
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса в данной сфере не действует, и УК, являющиеся субъектами МСП, подлежат плановым проверкам (п. 6 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Предмет лицензионной проверки - деятельность УК, состояние управляемого МКД и связанного с ним оборудования, иных объектов, соответствие работников УК лицензионным требованиям, выполняемые УК работы и услуги, исполнение ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (ч. 7 ст.19 Закона N 99-ФЗ).
Общий срок проведения проверки - 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). В исключительных случаях (необходимость сложных, длительных исследований, испытаний, экспертиз) срок проведения выездной плановой проверки можно продлить не более чем на 20 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Для УК, являющихся малыми и микропредприятиями, сроки плановой выездной проверки сокращены - не более 50 и 15 часов в год соответственно (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Такую проверку можно продлить на это же количество часов (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ) или вообще приостановить на срок до 10 рабочих дней, если орган ГЖН запросил необходимые документы или информацию у иных ведомств (ч. 2.1 ст. 13 закона N 294-ФЗ).
Орган ГЖН заранее предупреждает УК о предстоящей плановой проверке (ч. 1 ст. 196 ЖК РФ, ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). О внеплановой проверке УК не предупреждается (п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Кроме того, госжилнадзор включен в Перечень видов госнадзора, осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода (п. 37 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). В настоящий момент, однако, нормативно-правовая база для применения риск-ориентированного подхода в сфере жилнадзора только подготавливается (пп. с) п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). Но в ближайшем будущем периодичность плановых проверок конкретной УК будет зависеть от присвоенной ей категории риска (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).
В рамках лицензионного контроля инспекторы ГЖН вправе (ч. 2 ст. 196, ч. 5 ст. 20 ЖК РФ):
- запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для проверки;
соблюдения обязательных требований;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать МКД и прилегающую территорию, помещения общего пользования в МГД;
- посещать жилые помещения и проводить их обследования (с согласия собственников);
- проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- по заявлениям собственников помещений в МКД проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе УК, правомерность заключения и утверждения условий договора управления МКД, правомерность заключения с УК договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (см. также п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 99-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 13 Положения N 1110);
- в порядке КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об указанных административных правонарушениях (см. также п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона N 99-ФЗ). При этом инспекторы ГЖН должны установить, что нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников УК (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах