Лицензирование деятельности УК по управлению многоквартирными домами
Смотрите в этом материале:
- пакет документов для лицензии;
- санкции за "лицензионные" нарушения;
Предпринимательская деятельность по управлению МКД подлежит лицензированию (п. 51 ч. 1 ст. 12 федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), ст. 192 ЖК РФ). Другими словами, лицензия на управление МКД нужна только УК - управляющей организации (ею может быть и ИП), а ТСЖ, жилищные кооперативы и сами жители - при непосредственном управлении своим домом - обходятся без лицензии. Деятельность по управлению МКД - это выполнение работ/ оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
Лицензия выдается на пять лет, но этот срок можно продлить (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ)*(1). Лицензия "работает" только в том регионе, в котором она выдана, и передавать ее третьему лицу нельзя (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ).
Лицензирующие органы (ГЖН) и региональная лицензионная комиссия
Лицензируют, то есть выдают лицензии и проводят лицензионный контроль в отношении УК МКД, органы государственного жилищного надзора, далее - органы ГЖН (ч. 1, ч. 3 ст. 192 ЖК РФ). Это региональные, то есть образованные субъектами РФ органы: федерального госжилнадзора в РФ не существует (ч. 3 ст. 20, п. 8.5 ст.13 ЖК РФ, п. 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, далее - Положение о лицензировании).
Любопытно, что ключевые решения - о выдаче, об отказе в лицензии, о ее аннулировании - принимает при этом не сам лицензирующий орган (орган ГЖН), а региональная лицензионная комиссия - иной постоянно действующий орган, создаваемый субъектом РФ для обеспечения работы своего ГЖН (ч. 1 ст. 192, ч. 1 ст. 201 ЖК РФ, см. также, например, Положение о лицензионной комиссии Новгородской области, утв. указом Губернатора НО от 26.01.2015 N 16, Положение о Лицензионной комиссии Московской области, утв. постановлением Губернатора МО от 10.12.2014 N 271-ПГ). По меньшей мере треть членов лицензионной комиссии должна быть представителями отраслевых СРО и общественного жилищного контроля (ч. 3 ст. 201 ЖК РФ), также в комиссию включают представителей регионального бизнес-омбудсмена и совета муниципальных образований (п. 8 указаний, утв. приказом Минстроя России от 17.08.2016 N 570/пр).
Согласно ч. 4 ст. 201 ЖК РФ, лицензионная комиссия:
- решает, выдавать ли лицензию на управление МКД, или отказать в выдаче, а также, не следует ли начать процедуру аннулирования лицензии на управление МКД;
- принимает квалификационный экзамен (экзамен обязателен к сдаче для должностных лиц УК МКД);
- участвует в лицензионном контроле.
Решение лицензионной комиссии является обязательным для органа ГЖН. Именно на основе её решения орган ГЖН оформляет приказ о выдаче лицензии (ч. 5 ст. 201 ЖК РФ).
Пакет документов, необходимый для получения лицензии на управление МКД
Лицензирование деятельности по управлению МКД регулируется нормами Закона N 99-ФЗ, ЖК РФ (в части принятия решения о предоставлении лицензии, её срока, продления, приостановления, возобновления и аннулирования, см. ч. 6 ст. 192 ЖК РФ, п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ), Положения о лицензировании, а также региональных регламентов по лицензированию управления МКД (см., например, регламенты утв. постановлением Правительства Москвы от 19.04.2022 N 619-ПП, утв. распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 31.08.2016 N 32-р и др, а также приказ Минстроя России от 28.02.2022 N 125/пр о рекомендациях по разработке таких регламентов).
Для получения лицензии соискатель (организация или ИП) подает в орган ГЖН заявление о предоставлении лицензии - через портал госуслуг (или региональный аналогичный) в форме электронного документа (п. 5 Положения о лицензировании).
Заявление о предоставлении лицензии оформляется согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 99-ФЗ (см. также письмо Минстроя России от 03.02.2015 N 2376-ОД/04). В заявлении, сверх прочего, соискателю необходимо:
- указать сведения о своей регистрации на территории РФ в качестве организации или ИП;
- указать реквизиты выданного соискателю лицензии (должностному лицу соискателя лицензии) квалификационного аттестата (ФИО владельца квалифаттестата, номер аттестата);
- заявить о том, что у руководителя организации-соискателя (руководителя её филиала), или ЕИО*(2), или ИП-соискателя лицензии нет неснятой/непогашенной судимости. Имеется в виду судимость за любые тяжкие, особо тяжкие и средней тяжести преступления, а также за преступления в сфере экономики - неважно, какой они тяжести;
- заявить о том, что в реестре дисквалифицированных лиц не упоминаются руководитель (ЕИО) соискателя - юрлица или сам соискатель-ИП. Этот реестр (см. ч. 3 и 4 ст. 195 ЖК РФ, п. 2 и 3 Положения о ведении этого реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110) является общедоступным и открытым (находится на www.dom.gosuslugi.ru), ведется Минстроем России, который вносит в него исключительно на основании судебных актов персональные данные (ФИО, дата и место рождения) следующих лиц:
а) являвшихся единоличным исполнительным органом лицензиата, чья лицензия на управлению МКД была аннулирована;
б) ИП, чья лицензия на управление МКД была аннулирована;
в) тех, кто ранее уже работал в УК либо был в ней учредителем или участником с долей более 50 %, отвечал в ней за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в МКД, и был в связи с этим дисквалифицирован,
г) ИП, которые ранее подвергались дисквалификации;
д) учредители и участники лицензиата, у которого аннулировали лицензию, если их доля в УК лицензиата превышала 50 %;
- заявить о том, что в сводном федеральном реестре лицензий нет сведений об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;
- заявить о том, что за 3 последних года (до получения или продления лицензии) лицензиат /соискатель не привлекались к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований (п. 6.2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ);
- заявить о том, что за 3 последних года (до обращения за лицензией) ни должностные лица, ни учредители соискателя не были вписаны в ЕФРСБ в качестве учредителей или должностных лиц обанкротившейся организации, которая занималась управлением МКД (п. 6.3 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
За предоставление лицензии на управление МКД уплачивается госпошлина в размере 30 000 рублей. За переоформление лицензии (кроме в части включения новых МКД) размер госпошлины составляет 5 000 рублей (пп. 134 п. 1. ст. 333.33 НК РФ, п. 19 Положения о лицензировании). Госпошлину в 2024 - 2029 годах платить не надо (п. 9 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
Сколько времени займет рассмотрение?
Орган жилнадзора рассматривает заявление с приложениями в течение 30 рабочих дней со дня их приема; рассмотрев их, орган ГЖН готовит для лицензионной комиссии мотивированное предложение - о предоставлении лицензии или об отказе (ч. 1 ст. 194 ЖК РФ). Но окончательное решение принимает только лицензионная комиссия (ч. 5 ст. 201 ЖК РФ). Приказ о предоставлении лицензии (отказе) должен быть оформлен не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления (п. 10 Положения о лицензированию).
Почему могут отказать в лицензии?
Оснований для отказа в предоставлении лицензии на управление МКД всего два:
- проверка заявления и прилагаемых к нему документов (исключительно документарная, см. п. 7.1 Положения о лицензировании) выявила несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
- в заявлении соискателя обнаружились ложные сведения (ч. 2 ст. 194 ЖК РФ).
Как и где оспорить отказ?
Решение лицензионной комиссии можно оспорить в суде (ч. 7 ст. 201 ЖК РФ, также см., например, постановления АС Волго-Вятского округа от 29.06.2017 N Ф01-2485/17, АС Северо-Западного округа от 06.02.2017 N Ф07-13475/16) или обжаловать главному государственному жилищному инспектору РФ: именно он составляет на членов лицензионной комиссии протокол по ст. 19.6.2 КоАП РФ "Нарушение лицензионной комиссией требований законодательства о лицензировании деятельности по управлению МКД" (пп. "в" п. 4 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2014 N 927, абз. 5 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). В принципе, ЖК РФ упоминает, что некий федеральный орган власти также может признавать недействительным решение лицензионной комиссии (ч. 7 ст. 201 ЖК РФ), однако на самом деле такого ОГВ в стране нет (см. письмо Минстроя России от 27.05.2019 N 20113-ОГ/04).
Если же законодательство нарушено не лицензионной комиссией, а органом ГЖН, можно (помимо досудебного и судебного обжалования) жаловаться в Минстрой России: это ведомство уполномочено надзирать за органами ГЖН в части соблюдения ими требований Закона N 99-ФЗ и норм ЖК Ф о лицензировании деятельности УК (п. 2 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110). При выявлении нарушений Минстрой России обязан выдать руководителю органа ГЖН предписание об устранении выявленных нарушений (п. 14 упомянутого положения).
Cогласно ч. 3 ст. 18.1 Закона N 99-ФЗ, с 24.02.2024 судебное обжалование решений и действий (бездействия) органа ГЖН возможно исключительно после его досудебного обжалования в порядке, установленном ст. 11.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Продление лицензии
По истечении пятилетнего срока действия лицензии её можно продлить (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ). Заявление о продлении срока действия лицензии подается в ОГЖН не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии (п. 17 Положения о лицензировании). При поступлении заявления о продлении срока действия лицензии лицензирующим органом проводится оценка соответствия лицензионным требованиям (письмо Минстроя России от 15.11.2022 N 60372-ИФ/04).
За продление срока действия лицензии уплачивается госпошлина 750 рублей (пп. 92 п. 1. ст. 333.33 НК РФ). В период с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2029 г. госпошлина не уплачивается (в период с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. госпошлина тоже не уплачивалась) (п. 9 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
За продолжение деятельности без продлённой лицензии может наступить административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Внимание! Cогласно ч. 3 ст. 18.1 Закона N 99-ФЗ, с 24.02.2024 судебное обжалование решений и действий (бездействия) органа ГЖН возможно исключительно после его досудебного обжалования в порядке, установленном ст. 11.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Чем грозит нарушение лицензионных требований?
За лицензионные нарушения УК МКД грозят следующие неприятные последствия:
- штраф и дисквалификация должностного лица (санкции ч.ч. 2 и 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, штрафует орган ГЖН, дисквалифицирует - только суд, см. ст. 23.55, ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ);
- "отобрание" того МКД, в отношении которого УК нарушала требования законодательства (ч.ч. 5-6 ст. 198 ЖК РФ);
- аннулирование лицензии согласно ст. 199 ЖК РФ, что влечет запрет деятельности УК МКД вообще и впредь (отсутствие аннулированных лицензий в прошлом - лицензионное требование к УК МКД, см. п. 4 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ), причем ограничения касаются не только самой УК, но и, персонально, ее должностных лиц и учредителей/участников.
Государственные реестры со сведениями о лицензиатах и их руководителях/ учредителях / участниках
Сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, заносятся и хранятся в следующих реестрах:
- в реестре лицензий субъекта РФ. В нем обязательно есть раздел, куда записаны адреса тех МКД, которыми управляет конкретный лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ);
- в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД;
- в реестре дисквалифицированных лиц (ст. 195 ЖК РФ).
Все указанные реестры находятся в ГИС ЖКХ по адресу https://dom.gosuslugi.ru (ч. 3 ст. 7 федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ, ч. 4 ст. 195 ЖК РФ, п.п. 14-16 Положения о лицензировании, п. 2 Положения о ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).
Кого, когда и как орган ГЖН информирует о провале работы УК?
Деятельность органов ГЖН и лицензионных комиссий является гласной. Органы ГЖН обязательно информируют органы местного самоуправления о том, что:
- имеются основания для исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ,
- конкретный МКД исключен из реестра лицензий субъекта РФ как объект управления конкретной УК,
- лицензионная комиссия начинает процедуру аннулирования лицензии,
- в законную силу вступило решение суда об аннулировании лицензии,
- в реестр лицензий субъекта РФ внесена запись об аннулировании лицензии (ст. 197 ЖК РФ, п. 4 Правил информирования, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289). А уж органы МСУ, в свою очередь, доводят эту информацию:
- во-первых, до сведения жителей тех МКД, которыми управляет "проблемная" УК: публикует их на своем сайте и досках объявлений в подъездах МКД и на придомовой территории (п. 5 упомянутых Правил N 289);
- во-вторых, до сведения РСО - контрагентов "проблемной" УК. Их предупреждают способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения (п. 6 упомянутых Правил N 289).
______________________________
*(1) ЕИО - единоличный исполнительный орган, действующий, в том числе на основании договора; кстати, им может быть человек со статусом ИП.
Тема
Управляющие компании в многоквартирных домах
См. также
Лицензионные требования к управляющим организациям по управлению многоквартирными домами
Размещение УК сведений об МКД и его внесение в реестр лицензий
Истечение срока действия и продление лицензии на управление МКД
Аннулирование лицензии по управлению многоквартирным домом
Лицензионные проверки и другие КНМ в отношении управляющих компаний МКД
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Заявление о признании незаконным решения лицензирующего органа
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах