Систематическое наблюдение и анализ информации, размещаемой управляющими организациями МКД (мониторинг, проверка контента ГИС ЖКХ и иных сайтов)
Обязанность УК по управлению МКД раскрывать определенную информацию, в том числе в сети Интернет, является лицензионным требованием (п. 6 и п. 6.1. ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, пп. "в" п. 3 Положения N 1110), а проверка его исполнения - это часть лицензионного контроля.
Информация (для каждого сайта - свой набор сведений) должна быть размещена на следующих сайтах:
1) www.reformagkh.ru (п. 6 ч. 1 ст. 193 и ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, пп. "а" п. 5 Стандарта раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, далее - Стандарт, и п. 2 приказа Минрегионразвития РФ от 02.04.2013 N 124),
2) собственном сайте УК либо сайте органа МСУ или органа власти субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 193 и ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, пп. "а" п. 5 Стандарта),
3) www.dom.gosuslugi.ru (п. 6.1. ч. 1 ст. 193 и ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, приказ Минсвязи и Минстроя от 30.12. 2014 N 504/934/пр).
Обязанность по раскрытию информации на указанных сайтах различается от региона к региону и зависит, в том числе, от наличия действующего соглашения конкретного субъекта РФ с оператором ГИС ЖКХ (ч. 4 и ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ).
Органы ГЖН вправе проверить наполнение сайтов во время обычной документарной или выездной проверки либо обойтись, условно говоря, заочной проверкой. Пункт 5 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ разрешает проводить такое контрольное мероприятие без взаимодействия с проверяемым лицом. Оно называется "наблюдением за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и СМИ". Такая заочная проверка в отношении сайта www.reformagkh.ru и собственных сайтов УК (либо сайта регионального органа, органа МСУ) упоминается также в Порядке осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД (утв. приказом Минрегионразвития РФ от 09.04.2012 N 162, далее - Порядок N 162). Наконец, такое наблюдение закреплено во многих Административных регламентах органов ГЖН.
Такая заочная проверка проводится не по заранее утвержденным и опубликованным планам, а на основании задания, которое утверждает руководитель (или замруководителя) органа ГЖН (ч. 2 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ). Порядок оформления такого задания устанавливается региональными органами (ч. 4 ст. 8.3 закона N 294-ФЗ). Никакого специального ограничения (например, проверять сайт не чаще одного раза в три года, или год, или месяц) в законе нет: мониторинг предполагает проверку в любой момент времени (решение АС Республики Карелия от 13.02.2014 по делу N А26-157/2014). Задание на проведение контрольного мероприятия может быть выдано как в связи с обращением потребителей, прокурора, сообщениями в СМИ, так и без всякой связи с такими событиями. Если даже кто-то пожаловался на УК, орган ГЖН сам решает, нужно ли проводить полноценную внеплановую проверку или же контрольное мероприятие без взаимодействия (постановление Семнадцатого ААС от 25.11.2015 N 17АП-12579/15, решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 22.12.2016 по делу N 12-172/2016).
Затем проводится само наблюдение, то есть просмотр и изучение содержания интернет-страниц. Проверяемые лица об этом мероприятии не извещаются и к нему не привлекаются, на что неоднократно указывали суды (постановления Первого ААС от 28.02.2017 N 01АП-226/17, Пятого ААС от 22.07.2016 N 05АП-4552/16, см. также определение ВАС РФ от 08.04.2013 N ВАС-4571/13).
Предмет такой заочной проверки в отношении сайта www.reformagkh.ru и собственных сайтов УК (либо сайта регионального органа, органа МСУ) ограничен. Согласно п. "а" п. 4 Порядка N 162, заочному контролю подлежат только:
- сам факт раскрытия информации;
- источник опубликования информации;
- соблюдение сроков и периодичности раскрытия информации;
- полнота раскрытия информации.
Достоверность раскрытой информации (то есть насколько она правдива, насколько она соответствует действительности) можно проверять только в рамках обычных документарных или выездных проверок, с соблюдением соответствующей процедуры (п. 4 Порядка N 162). Для мониторинга сайта www.dom.gosuslugi.ru такого ограничения нет, хотя проверить достоверность информации, не обращаясь к дополнительным источникам, довольно сложно.
Затем органы ГЖН оформляют результаты такой заочной проверки интернет-сайтов. Каким образом? Таким, который установлен региональным законодательством (ч. 4 ст. 8.3 закона N 294-ФЗ). Как правило, составляются акты мониторинга либо акты проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с УК (см., например, п. 3.1 Порядка, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 06.04.2017 N 125-п), с приложением к такому акту скриншотов страниц изученных сайтов.
Если нарушений не обнаружено, то на этом все и заканчивается. Если же нарушения имеются, орган ГЖН обязан принять меры по их пресечению (ч. 5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, п. 5 Порядка N 162). Что это за меры?
До 2017 года органы ГЖН выдали предписание и/или привлекали УК к ответственности. Правовое основание для этого было следующим: право ГЖН составлять протоколы и выдавать предписания установлены ч. 2 ст. 196 и п.п.3 и 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, положения же Закона N 294-ФЗ (о порядке организации проверок) к такой заочной проверке не применяются (п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
С 1 января 2017 г. порядок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (то есть такие заочные проверки) регламентируется Законом N 294-ФЗ. Конкретные меры, которые могут быть приняты по итогам заочной проверки, перечислены в ч. 5 ст. 8.3 и ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ:
- орган ГЖН, теоретически, вправе провести внеплановую проверку, если есть основания из п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ: причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, ценным объектам и т.п., или создание ЧС, или угрозы этих последствий. Очевидно, что даже вопиющее нарушение правил размещения информации в ГИС ЖКХ едва ли может угрожать здоровью или приводить к ЧС. Следовательно, в указанной ситуации законное назначение внеплановой проверки маловероятно (ч. 5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ);
- если УК - нарушитель ранее к ответственности не привлекался, то орган ГЖН объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает УК принять меры по обеспечению соблюдения закона, о чем и уведомить в установленный в таком предостережении срок (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ);
- если УК уже наказывалась ранее за нарушение аналогичных требований, то предостережение не объявляется, - это не предусмотрено ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ. Полагаем, что именно в этом случае орган ГЖН вправе привлечь УК к административной ответственности;
- вопрос о том, вправе ли орган ГЖН в данной ситуации выдавать предписание, является спорным. Закон этого не разрешает: предписание выдается не после мероприятий по контролю, но лишь после проверки (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ), и прилагается к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, если УК замечено в нарушении впервые, то ему выдается предостережение - это аналог предписания.
Для составления протокола об административном правонарушении по правилам, установленным в ст. 28.2 КоАП РФ, в предусмотренные ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ сроки, пригласят законного представителя УК. Составлять протокол уполномочены должностные лица органов ГЖН (ч. 1 и п. 69 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.55 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой