Размещение управляющей организацией сведений о многоквартирном доме и внесение дома в реестр лицензий
Смотрите в этом материале:
- состав сведений, публикуемых в ГИС ЖКХ;
- внесение изменений в реестр лицензий на управление МКД;
- заявление о внесении изменений в реестр;
Помимо лицензионного требования, установленного п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, в части размещения в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ и размещаемой в соответствии с Главой XI приказа Минстроя России от 07.02.2024 N 79/пр, УК должна рамещать информацию в силу прямого указания ст. 198 ЖК РФ.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 198 ЖК РФ управляющая организация вправе управлять конкретным многоквартирным домом (далее - МКД) при условии заключения договора управления МКД и выполнения требований о размещении в установленные сроки сведений о таком доме в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), а также внесения жилищной инспекцией субъекта РФ изменений в реестр лицензий субъекта РФ (далее - реестр), отражающих изменения в перечне МКД, которыми управляет управляющая организация (далее - лицензиат, заявитель).
Состав сведений, размещаемых в ГИС ЖКХ
Состав сведений о МКД, подлежащих размещению в ГИС ЖКХ, определен совместным приказом Минсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр (далее - Состав сведений).
В соответствии с п. 1 Состава сведений в сведения о МКД, которыми управляет лицензиат, а также в сведения, подлежащие размещению в ГИС ЖКХ в случае изменения перечня МКД в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, включены:
- адрес МКД;
- номер и дата договора управления МКД;
- дата начала осуществления обязанностей по управлению МКД, предусмотренная договором управления МКД;
- дата окончания осуществления обязанностей по управлению МКД, предусмотренная договором управления МКД;
- дата расторжения договора управления МКД;
- основание заключения (расторжения) договора управления МКД.
Кроме того, в ГИС ЖКХ размещаются электронные образы:
- протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников о выборе управляющей организации, сформированный с использованием ГИС ЖКХ, в случае проведения общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ;
- договора управления МКД либо договор управления МКД, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием ГИС ЖКХ;
- документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления МКД либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (п. 2 Состава сведений).
Внесение изменений в реестр лицензий на управление МКД
При изменении перечня МКД в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД управляющая организация в течение пяти рабочих дней со дня совершения указанных действий обязана разместить измененные сведения об МКД в ГИС ЖКХ (в том числе разместить в ГИС ЖКХ протокол ОСС о выборе УК со всеми приложениями, см. определение Верховного Суда РФ от 16.03.2022 N 302-ЭС22-1410, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2023 N Ф02-2692/23, оставленное в силе определением ВС РФ от 11.10.2023 N 302-ЭС23-18764; при этом публиковать сканы с персональными данными собственников необходимо в закрытой части ГИС ЖКХ (п. 2, п. 3 Порядка размещения информации в ГИС, см. также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2022 N Ф02-837/22, оставленное без изменения определением Верховного Суда РФ от 14.06.2022 N 302-ЭС22-8366) и подать в орган жилнадзора субъекта РФ заявление о внесении изменений в реестр (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).
Орган ГЖН обязан рассмотреть заявление УК об изменении реестра лицензий на управление МКД, даже если оно и пакет документов поданы с нарушением порядка, установленного административным регламентом ОГЖН (постановление АС Московского округа от 06.06.2023 N Ф05-10783/23, оставленное в силе определением ВС РФ от 02.10.2023 N 305-ЭС23-17991).
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр определены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Приказ N 938/пр).
Согласно п. 2 Приказа N 938/пр изменения в реестр вносятся жилищной инспекцией субъекта РФ. Основаниями для внесения изменений являются:
1) решение жилищной инспекции субъекта РФ, принятое в соответствии с ч. 17 ст. 161, ч.ч. 3, 3.1, 5-5.4 ст. 198 ЖК РФ;
2) непоступление в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности управлению МКД (далее - лицензия), истечении срока ее действия, если такой срок не продлен в соответствии с ч. 4 ст. 192 ЖК РФ;
3) заявление лицензиата о внесении изменений в реестр, либо уведомление о начале осуществления деятельности по управлению МКД жилищным кооперативом или ТСЖ или сведений о прекращении ими управления МКД (ч.ч. 6 и 7 ст. 110, ч.ч. 7 и 8 ст. 135 ЖК РФ).
Заявление о внесении изменений в реестр
Такое заявление (уведомление, сведения) должны содержать следующие реквизиты:
а) адрес МКД;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления МКД (в соответствии с письмом Минстроя России от 28.12.2016 N 44691-ОД/04 положения пп. "б" распространяются на случаи внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ на основании прекращения договора управления МКД) или изменения способа управления МКД;
в) реквизиты договора управления МКД - если дом управляется УК (в том числе УК - победителем открытого конкурса, или УК по договору управления МКД между УК и ТСЖ/кооперативом). Помимо реквизитов договора, необходимо указать:
- размещен ли в ГИС ЖКХ скан-образ договора управления или сам договор, если он заключен в электронной форме (см. также определение ВС РФ от 27.06.2019 N 309-ЭС19-9181, письмо Минстроя России от 01.07.2019 N 23535-СН/04);
- размещен ли в ГИС ЖКХ скан-образ протокола ОСС в МКД, на котором утверждены условия договора управления МКД (если такой договор заключен с каждым собственником помещения в таком доме);
г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора на временное управление МКД, в соответствии с ч. 17 ст. 161 ЖК РФ;
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии) в случае управления МКД на основании лицензии;
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих МКД;
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих МКД, у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности;
ж) сведения о том, когда и как орган жилнадзора получил подлинники решений и протокола ОСС по вопросу выбора, изменения способа управления МКД, о заключении/ расторжении договора управления МКД;
з) сведения о том, что в ГИС ЖКХ размещен электронный образ протокола открытого конкурса по отбору УК - если изменения в реестр лицензий вносятся по заявлению УК-победителя такого конкурса, проводимого согласно ч. 4, ч. 13 ст. 161 ЖК РФ;
и) опись приложенных к документов (наименование, реквизиты, количество листов).
Пунктом 3 Приказа N 938/пр предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр должны прилагаться следующие документы:
а) для УК, которая управляет новостройкой по договору с застройщиком согласно ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, - копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
б) для "временной УК", которая управляет МКД согласно ч. 17 ст. 161 ЖК РФ не более года, если в нем не проведено/ не реализовано ОСС по вопросу управлению домом, как и открытый конкурс, - копия решения органа МСУ (органа госвласти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если их законом не предусмотрено иное), об определении УК для управления МКД;
в) если изменения в реестр связаны с тем, что суд признал недействительным решение ранее проведенного ОСС о выборе УК или об изменении способа управления МКД - копия вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения ОСС помещений в МКД о выборе иной УК или об изменении способа управления МКД и (или) решения ОСС помещений в МКД о расторжении договора управления домом;
г) для УК, которые "вносят" в реестр дом по договору с ТСЖ/жилищным кооперативом:
- сведения о том, размещены ли в ГИС ЖКХ копии протоколов ОСС о выборе или изменении способа управления МКД, об утверждении устава ТСЖ/ кооператива (либо же о том, когда и как подлинники указанных протоколов ОСС были переданы в орган ГЖН);
- копия устава ТСЖ/кооператива;
- сведения о том, размещены ли в ГИС ЖКХ копии протокола ОСС помещений или ОСЧ ТСЖ /кооператива (или копия протокола правления ТСЖ/кооператива) о заключении договора управления МКД (либо же о том, когда и как подлинники указанных решений и протоколов были переданы в орган ГЖН);
д) для ТСЖ/кооперативов, которые приступают к управлению МКД:
- сведения о том, размещены ли в ГИС ЖКХ копии протоколов ОСС о выборе или изменении способа управления МКД, об утверждении устава ТСЖ/кооператива (либо же о том, когда и как подлинники указанных протоколов ОСС были переданы в орган ГЖН);
- сведения о том, размещена ли в ГИС ЖКХ копия протокола ОСЧ ТСЖ/кооператива или правления ТСЖ/кооператива о дате начала управления МКД;
- копия устава ТСЖ/кооператива;
е) для ТСЖ/кооператива, которые "прогнали" (расторгли договор управления с) УК:
- сведения о том, размещены ли в ГИС ЖКХ копии протоколов ОСС помещений в МКД или ОСЧ ТСЖ/кооператива (или протоколов правления ТСЖ/кооператива) о расторжении договора управления МКД;
- копия направленного уведомления о расторжении договора управления МКД или копия вступившего в законную силу соответствующего решения суда или копия заключенного соглашения о расторжении договора управления МКД;
ж) для УК, которая "отказалась" от МКД (в одностороннем порядке расторгла договор с собственниками об управлении домом), - копия заявления о прекращении договора управления МКД и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в МКД;
з) для УК в случае реорганизации в форме присоединения к УК юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих МКД или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи ЕГРЮЛ о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) УК и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и УК;
и) для УК в случае её реорганизации в форме преобразования:
- копия листа записи ЕГРЮЛ о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
к) в случае реорганизации в форме слияния нескольких УК:
- копия листа записи ЕГРЮЛ о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником.
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя (кроме случаев направления таких сведений в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ об организации предоставления госуслуг, или иным образом с авторизацией через ЕСИА (п. 3 Приказа N 938/пр).
Проверка заявления
В силу п. 4 Приказа N 938/пр рассмотрение жилищной инспекцией заявления и прилагаемых к нему документов, а также принятие по нему решения не может превышать десяти рабочих дней с даты их поступления. При этом в ходе рассмотрения заявления и документов осуществляется их проверка на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Приказа N 983/пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 Приказа N 938/пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в ГИС ЖКХ, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников доме по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ, а также в случае принятия на общем собрании собственников решения о выборе непосредственного способа управления МКД в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ (п. 5 Приказа N 938/пр). При этом орган ГЖН не наделен полномочиями на признание недействительным (ничтожным) представленного ему протокола, но, проверяя заявление и документы, предоставленные УК, вправе установить признаки ничтожности представленного решения, выявив которые, вправе принять решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий (определения Верховного Суда РФ от 16.01.2024 N 307-ЭС23-16472, от 20.10.2023 N 307-ЭС23-14727). При этом суды защищают право органа ГЖН учесть жалобы собственников о фальсификации их бюллетеней и исключить соответствующие голоса из подсчета кворума ОСС (постановление АС Дальневосточного округа от 07.03.2023 N Ф03-481/23, оставлено в силе определением ВС РФ от 30.06.2023 N 303-ЭС23-10490). Отметим, что в судебной практике встречается и противоложная точка зрения - о том, что наличие у ОГЖН полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия ОСС в МКД решения (о выборе УК) не свидетельствует о наличии у ОГЖН права самостоятельно устанавливать ничтожность решения ОСС без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков (определение Верховного Суда РФ от 05.05.2022 N 308-ЭС22-5443). Проверка же решений ОСС на наличие признаков оспоримости и вовсе не входит в предмет лицензионного контроля, осуществляемого ОГЖН (постановление АС Северо-Западного округа от 06.04.2023 N Ф07-1698/23).
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов жилищная инспекция субъекта РФ на основании п. 7 Приказа N 938/пр принимает одно из следующих решений:
- о внесении изменений в реестр;
- об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
- о приостановлении рассмотрения заявления.
Отказ во внесении изменений в реестр
В соответствии с п. 9 Приказа N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пп. "а", "г" - "е" п. 5 Приказа N 938/пр;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пп. "б" и "в" п. 5 Приказа N 938/пр, выявленное органом жилищного надзора субъекта РФ по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Приказа N 938/пр. Такая проверка УК не относятся к государственному контролю (надзору) (письмо Минэкономразвития России от 06.04.2022 N ОГ-Д24-2905).
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Отказ во внесении изменений в реестр лицензий можно обжаловать. Cогласно ч. 3 ст. 18.1 Закона N 99-ФЗ, с 24.02.2024 судебное обжалование решений и действий (бездействия) органа ГЖН возможно исключительно после его досудебного обжалования в порядке, установленном ст. 11.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Приостановление рассмотрения заявления
В свою очередь основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления согласно п. 10 Приказа N 938/пр являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подп. "б", "в" п. 5 Приказа N 938/пр;
б) поступление в жилищную инспекцию в течение десяти рабочих дней с даты приема заявления, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же МКД;
в) поступление в жилищную инспекцию заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления МКД или изменением способа управления МКД при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным МКД от иного заявителя или сведений о прекращении управления МКД товариществом/кооперативом.
Копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю по адресу, указанному в поданном заявлении (п. 11 Порядка N 938/пр). Решение органа ГЖН направляется управляющей компании посредством ГИС ЖКХ непосредственно в день принятия соответствующего решения.
Тема
Лицензирование деятельности УК по управлению многоквартирными домами
См. также
Лицензионные требования к управляющим организациям по управлению многоквартирными домами
Аннулирование лицензии по управлению многоквартирным домом
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах