Внеплановые лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Внеплановые проверки проводятся внезапно, по основаниям, которые заранее предвидеть нельзя (за исключением, пожалуй, проверки исполнения ранее выданного предписания, п. 1 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Поэтому бессмысленно "искать" внеплановую проверку в ежегодном плане проверок. В Едином реестре проверок сведения о внеплановой проверке УК органом ГЖН могут появиться в течение недели после начала проверки (п. 17 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Основания для проверок
Основания для выездных внеплановых проверок установлены ч. 3 ст. 196 ЖК РФ. Документарные внеплановые проверки проводятся по сообщениям о нарушении УК лицензионных требований (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ), а также - исходя их правоприменительной практики - по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Проведение внеплановой выездной проверки, если нет оснований для ее проведения, является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Проведение документарной внеплановой проверки без оснований к таким нарушениям не относится и отмену результатов проверки не влечет (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Проводить проверку по анонимной жалобе запрещено (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), это грубое нарушение, которое влечет отмену результатов проверки (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, постановление Седьмого ААС от 12.05.2017 N 07АП-1355/17). Если жалоба не содержит подписи (или иных идентификаторов, в том числе печати обратившейся организации), но проверяющим удалось каким-то образом установить личность обратившегося, то орган ГЖИ обязан отдельно доказать этот факт, иначе суд признает проверку незаконной (постановления Четвертого ААС от 25.04.2017 N 04АП-1588/17, Девятого ААС от 17.02.2017 N 09АП-269/17, решения АС Московской области от 23.12.2015 по делу N А41-75493/2015 и от 02.10.2015 по делу N А41-34376/2015, АС Республики Бурятия от 10.10.2016 по делу N А10-2465/2016, АС Калининградской области от 30.03.2015 по делу N А21-10435/2014). Если жалоба коллективная, но некоторые из подписавшихся впоследствии откажутся от своих подписей, жалоба не признается анонимной (постановление Третьего ААС от 21.04.2017 N 03АП-1293/17).
Кроме того, с 1 января 2017 г. ужесточились требования к интернет-жалобам: проверку разрешено проводить только по таким электронным обращениям и заявлениям, которые были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Срок проверок
Срок проведения внеплановой - выездной ли, документарной - проверки не должен превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Специального сокращенного срока для внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства не предусмотрено (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Приостановить внеплановую проверку УК МКД также нельзя (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Продлевать сроки проведения внеплановой проверки УК запрещено (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Превышение сроков проведения внеплановых проверок является грубым нарушением, которое влечет отмену результатов проверки по заявлению УК (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Уведомление о проверках и согласование с прокуратурой
Органы ГЖН не обязаны ни заранее предупреждать УК о внеплановой проверке, ни согласовывать её с прокуратурой, причем вне зависимости от оснований этой проверки.
В отношении выездных проверок это прямо следует из ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, требований об уведомлении и согласовании документарных внеплановых проверок законодательство в принципе не содержит: ни ст. 10 или 11 Закона N 294-ФЗ, ни ст. 19 Закона N 99-ФЗ, ни ч. 3 ст. 196 ЖК РФ
Зачастую УК требуют, чтобы орган ГЖН согласовал с прокуратурой выездную внеплановую проверку по жалобе на "грубое нарушение" УК лицензионных требований. При этом УК ссылаются на ч. 6, ч. 12 и п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, который требует такого согласования. Однако эта позиция несостоятельна: перечень грубых нарушений лицензионных требований должен быть установлен положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ), а Положение N 1110 такого перечня не содержит в принципе, они там даже не упоминаются. Этот вывод подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 26.09.2016 N 301-КГ16-11335, постановления АС Волго-Вятского округа от 21.12.2016 N Ф01-5677/16 и от 03.06.2016 N Ф01-1969/16, АС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2017 N Ф02-524/17, АС Дальневосточного округа от 16.06.2016 N Ф03-2561/16, Десятого ААС от 02.05.2017 N 10АП-18966/16, Четырнадцатого ААС от 03.03.2017 N 14АП-10223/16, Второго ААС от 18.03.2016 N 02АП-949/16).
На практике органы ГЖН - хотя и не обязаны - иногда предупреждают и о внеплановой выездной проверке. Делается это с целью обеспечить присутствие должностных лиц УК на месте проверки.
Процедура
Еще перед самой проверкой, даже точнее перед изданием приказа о проведении внеплановой проверки, орган ГЖН может (но не обязан) провести так называемую "предварительную" проверку поступившей информации" (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Такая предварительная проверка проводится, если в орган ГЖН поступило заявление о нарушениях, однако в этом заявлении нет достоверной информации об УК, либо мало данных, однозначно указывающих на нарушение лицензионных требований. В ходе предварительной проверки ГЖН вправе запросить, в том числе устно, у заявителя или УК дополнительные сведения, пояснения и документы. Отвечать на такие запросы ГЖН, в принципе, необязательно, никакой ответственности за это не предусмотрено. Орган ГЖН вправе проверить веб-сайт УК и его странички на порталах www.reformagkh.ru и www.dom.gosuslugi.ru.
Если такая предварительная проверка выявит нарушения, привлекать за них орган ГЖН не будет, а назначит внеплановую проверку (п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Если не будет выявлено никаких следов нарушений (то есть будут установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении), или выяснится его анонимность, то предварительная проверка прекращается, внеплановая не назначается (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
А вот если у органа ГЖН есть (или должны были появиться) обоснованные сомнения в авторстве жалобы, то он обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, постановление Седьмого ААС от 12.05.2017 N 07АП-1355/17).
Процедура самой внеплановой проверки сильно зависит от ее вида. О выездной внеплановой проверке орган ГЖН может предупредить накануне - чтобы на месте точно был кто-то из УК. Но может не предупреждать и появиться внезапно (см. ч. 3 ст. 196 ЖК РФ). Затем инспектор предъявит удостоверение, копию и подлинник приказа на проверку (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Копию оставят проверяемой УК. После этого инспектор приступит к осмотру, посещению, обследованию интересующей его территории или МКД, помещений в МКД, в том числе жилых - с согласия их собственников. Ко всем этим объектам инспектор ГЖН имеет право беспрепятственного доступа (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 196 и п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ). Инспектор также вправе потребовать ознакомления с необходимыми документами УК - если только непосредственно перед выездной не было документарной проверки, и эти документы уже представлялись в орган ГЖН (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Документарная внеплановая проверка начинается с получения письма ГЖН с требованием предоставить документы по перечню и приложением копии приказа на проверку (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Истребуемые документы в виде заверенных копий необходимо представить в ГЖН в течение 10 рабочих дней (ч. 5, ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В дальнейшем орган ГЖН может попросить дополнительные материалы, документы, объяснения (ч. 8, 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Но если орган ГЖН для целей проверки ограничится только документами, которые у него и так есть или представлены жалобщиком, то о проведении такой проверки УК может узнать только из акта проверки.
По завершении проверки составляется акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обычно для его составления и вручения руководителя УК вызывают непосредственно в орган ГЖН (ч. 4 ст. 16 294-ФЗ). Если УК давала свое согласие на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора), то акт могут выслать по электронной почте.
Если проверка не состоялась
Если орган ГЖН прибыл к месту проведения выездной внеплановой проверки УК, но провести эту оказалось невозможно, то:
- орган ГЖН составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности;
- в ближайшие три месяца орган ГЖН вправе принять решение о проведении в отношении этой УК "новой" внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления УК (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Это правило действует только в случаях, если провести проверку было невозможно из-за перечисленных в законе обстоятельств (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
- из-за отсутствия руководителя или иного должностного лица УК,
- из-за активного или пассивного сопротивления проверяющим (любые такие действия или бездействие руководства или работников УК),
- в связи с фактическим неосуществлением УК лицензионной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой