Основания для внеплановой лицензионной проверки УК МКД
Для проведения внеплановой проверки УК МКД в рамках лицензионного контроля у органа ГЖН должны быть законные основания. Чтобы определить их, следует обратиться к текстам трех основных федеральных законов: Закона N 294-ФЗ, Закона N 99-ФЗ и ЖК РФ.
Общие правила проведения проверок, в том числе внеплановых, установлены Законом N 294-ФЗ, на что указано и в ч. 1 ст. 196 ЖК, и в ч. 1 ст. 19 Закона N 99-ФЗ.
Однако сам закон N 294-ФЗ говорит о том, что проверки в рамках лицензионного контроля имеют свои особенности, в том числе в части оснований (п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Следовательно, для определения основания внеплановых проверок следует обратиться к Закону N 99-ФЗ, который, в свою очередь, устанавливает в ч. 1 ст. 19, что лицензионные проверки могут иметь еще более узкие особенности, установленные федеральными законами, регулирующими осуществление лицензируемых видов деятельности, перечисленных в ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ.
"Предпринимательская деятельность по управлению МКД" в этом перечне есть (пп. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ). Следовательно, основания для внеплановых проверок УК установлены ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, но с дополнениями, установленными ст. 196 ЖК РФ: в рассматриваемом случае ЖК РФ является специальным актом и имеет приоритет перед нормами Закона N 294-ФЗ и Закона N 99-ФЗ, которые прямо на это указывают.
Для выездных проверок
Закон N 99-ФЗ и ч. 3 ст. 196 ЖК РФ предусматривают следующие основания для внеплановых выездных проверок УК:
- истечение срока исполнения предписания, ранее выданного УК органом ГЖН, об устранении выявленного нарушения лицензионных требований (п. 1 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ). Эта проверка проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления УК о проверке (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ);
- наличие ходатайства УК о проведении органом ГЖН внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания (п. 4 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ). Эта проверка проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления УК о проверке (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ);
- наличие приказа (распоряжения), изданного органом ГЖН по поручению Президента РФ или Правительства РФ (п. 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ). Эта проверка проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления УК о проверке (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ);
- поступлением в орган ГЖН обращений, заявлений от любых лиц, информации от органов госвласти и МСУ, из СМИ о фактах нарушений УК лицензионных требований (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ). Жаловаться может не только собственник квартиры в МКД, но вообще любое лицо (постановления Четвертого ААС от 09.02.2017 N 04АП-6916/15, Второго ААС от 02.02.2017 N 02АП-11035/16). Эта проверка проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления УК о проверке (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
В данном случае в приказе (распоряжении) на проверку достаточно ссылок именно на ч. 3 ст. 196 ЖК РФ. Однако органы ГЖН предпочитают дополнительно ссылаться на п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Эта норма устанавливает похожие основания для проведения внеплановых проверок - поступившие в орган контроля сведения о причиненном вреде жизни или здоровью, возникновении ЧС природного и техногенного характера либо об угрозе причинения такого вреда или возникновения ЧС, либо жалоба потребителя, причем первые два основания требуют согласования или хотя бы уведомления прокурора (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). В принципе, суды лояльно относятся к такому дополнительному основанию и встают на сторону органа ГЖН, фактически применяя лишь ч. 3 ст. 196 ЖК РФ (постановления Десятого ААС от 31.03.2017 N 10АП-414/17, Девятнадцатого ААС от 07.12.2016 N 19АП-7068/16, Второго ААС от 18.03.2016 N 02АП-939/16, АС Волго-Вятского округа от 02.06.2016 N Ф01-1975/16, Четвертого ААС от 28.11.2016 N 04АП-5101/16, Двадцатого ААС от 01.11.2016 N 20АП-6262/16).
Однако с 1 января 2017 г. для проведения внеплановой проверки по жалобе потребителя необходимо, чтобы этот потребитель сначала обратился к нарушителю (пп. в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Поэтому включение в приказ о проведении внеплановой проверки ссылки на пп. в п. 2 ст. 10 закона N 294-ФЗ, если потребитель предварительно не обращался с жалобой в УК, и не представил соответствующие данные, может обернуться отменой результатов проверки вообще (решения АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.05.2017 по делу N А75-2134/2017, от 06.03.2017 по делу N А75-16204/2016, от 28.02.2017 по делу N А75-69/2017). И разумеется, предмет проверки должен быть ограничен рамками жалобы (решение АС Калужской области от 21.12.2016 по делу N А23-5273/2016).
Обращение потребителя или иного лица в орган ГЖН не должно быть анонимным. Проводить проверку по анонимной жалобе запрещено (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), это грубое нарушение, которое влечет отмену результатов проверки (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Если жалоба не содержит подписи (или иных идентификаторов, в том числе печати обратившейся организации), но проверяющим удалось каким-то образом установить личность обратившегося, то орган ГЖИ обязан отдельно доказать этот факт, иначе суд признает проверку незаконной (постановления Четвертого ААС от 25.04.2017 N 04АП-1588/17, Девятого ААС от 17.02.2017 N 09АП-269/17, решения АС Московской области от 23.12.2015 по делу N А41-75493/2015 и от 02.10.2015 по делу N А41-34376/2015, АС Республики Бурятия от 10.10.2016 по делу N А10-2465/2016, АС Калининградской области от 30.03.2015 по делу N А21-10435/2014). Если жалоба коллективная, но некоторые из подписавшихся впоследствии откажутся от своих подписей, жалоба не признается анонимной (Постановление Третьего ААС от 21.04.2017 N 03АП-1293/17).
Кроме того, с 1 января 2017 г. ужесточились требования к интернет-жалобам: проверку разрешено проводить только по таким электронным обращениям и заявлениям, которые были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Проведение внеплановой выездной проверки, если нет оснований для ее проведения, является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Ст. 19 Закона N 99-ФЗ содержит еще два основания для проведения выездной внеплановой проверки лицензиата, но оба они неприменимы к проверкам УК:
- проверка в связи с истечение срока приостановления лицензии (п. 3 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ) не может иметь места, потому что ЖК РФ не предусматривает возможности приостановления действия лицензии УК МКД;
- проверка в связи поступлением обращений, заявлений о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ) также не может иметь места, потому что перечень грубых нарушений лицензионных требований должен быть установлен положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ), а Положение N 1110 такого перечня не содержит в принципе, они там даже не упоминаются. Тем не менее, УК зачастую тщетно пытаются переквалифицировать проведенную внеплановую выездную проверку как проверку именно в связи с сообщением о грубых нарушениях, потому что она требует обязательного согласования с прокуратурой (ч. 6, ч. 12 ст. 19 Закона N 99-ФЗ), чего орган ГЖН, конечно, не делает. Судебная практика, однако, неизменно отказывает УК в такой квалификации (определение Верховного Суда РФ от 26.09.2016 N 301-КГ16-11335, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.02.2017 N Ф01-139/17, от 21.12.2016 N Ф01-5677/16 и от 03.06.2016 N Ф01-1969/16, АС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2017 N Ф02-1927/17 и от 20.03.2017 N Ф02-524/17, АС Дальневосточного округа от 16.06.2016 N Ф03-2561/16, Десятого ААС от 02.05.2017 N 10АП-18966/16, Четырнадцатого ААС от 03.03.2017 N 14АП-10223/16, Второго ААС от 18.03.2016 N 02АП-949/16).
Для документарных проверок
Определить основания для проведения внеплановых документарных проверок УК непросто. Дело в том, что согласно п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности в части основания лицензионных проверок установлены другими федеральными законами, в данном случае это ЖК РФ и Закон N 199-ФЗ.
Однако ст. 19 Закона N 99-ФЗ содержит основания только для выездных, но не для документарных внеплановых проверок.
При этом ч. 3 ст. 196 ЖК РФ устанавливает четыре основания для внеплановых проверок, три из которых (в виде ссылки на ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ) применяются только к выездным.
Следовательно, ч. 3 ст. 196 ЖК предусматривает единственное основание для внеплановой документарной проверки - поступление в орган ГЖН информации о фактах нарушений УК лицензионных требований.
Но может ли орган ГЖН назначить внеплановую документарную проверку по основаниям, установленным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, в том числе по требованию прокурора или в целях проверки исполнения ранее выданного предписания?
Судебная практика сходится на том, что такие проверки законны (постановления Двадцатого ААС от 17.05.2016 N 20АП-1242/16, Первого ААС от 18.05.2016 N 01АП-936/16, Девятнадцатого ААС от 10.02.2016 N 19АП-7853/15, Одиннадцатого ААС от 19.01.2016 N 11АП-17852/15, Четырнадцатого ААС от 03.05.2017 N 14АП-1892/17, Седьмого ААС от 04.02.2016 N 07АП-13093/15).
Таким образом, можно указать на следующие основания для проведения органами ГЖН внеплановых документарных лицензионных проверок УК:
- истечение срока ранее выданного предписания (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ);
- представление жилищного инспектора по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган ГЖН сведений о причинении вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о ЧС природного и техногенного характера (либо об угрозе такого вреда или возникновения ЧС), либо сведений о нарушении прав потребителей (п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ);
- приказ (распоряжение) на проверку, изданный согласно поручению Президента РФ, Правительства РФ или требования прокурора (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ);
- поступление сведений о нарушении УК лицензионных требований (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой