Выездные лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Выездные проверки проводятся по месту нахождения УК МКД и (или) по месту осуществления их деятельности, то есть по адресам обслуживаемых МКД (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Основания для проверок
Основания для выездных внеплановых проверок УК установлены ч. 3 с. 196 ЖК РФ. Подробнее см. в отдельном материале.
Плановые выездные проверки проводятся согласно Ежегодному плану проведения плановых проверок (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 9 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).
Основание для внеплановой выездной проверки, предусмотренное п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ (грубое нарушение лицензионных требований), не применяется в отношении УК МКД (определение Верховного Суда РФ от 26.09.2016 N 301-КГ16-11335, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.02.2017 N Ф01-139/17, от 21.12.2016 N Ф01-5677/16 и от 03.06.2016 N Ф01-1969/16, АС Восточно-Сибирского округа 12.05.2017 N Ф02-1927/17, от 11.04.2017 N Ф02-1305/17 и от 20.03.2017 N Ф02-524/17, АС Дальневосточного округа от 16.06.2016 N Ф03-2561/16, Десятого ААС от 02.05.2017 N 10АП-18966/16, Четырнадцатого ААС от 03.03.2017 N 14АП-10223/16, Второго ААС от 18.03.2016 N 02АП-949/16).
Необоснованное включение проверки УК в ежегодный план проведения плановых проверок, а равно проведение внеплановой проверки без законных оснований является грубым нарушением, которое влечет отмену результатов проверки (п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Согласование с прокуратурой и уведомление о проверке
Внеплановые выездные проверки: орган ГЖН не обязан ни сообщать заранее УК о проведении выездной проверки, ни согласовывать её с прокуратурой (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ). Поэтому - если проверка проведена без участия должностных лиц УК - приказ на проверку УК может получить уже после проверки, вместе с актом, что грубым нарушением закона не является (постановление Первого ААС от 09.02.2017 N 01АП-9859/16). На практике инспекторы иногда предупреждают заранее - чтобы обеспечить присутствие должностных лиц УК на обследуемых объектах.
Плановые выездные проверки: согласование с прокуратурой не требуется (в определенном смысле, плановые проверки всегда согласованы с прокуратурой, потому что она предварительно проверяет утвержденные проекты ежегодных планов, см. ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). А вот заранее уведомлять УК о проведении плановой выездной проверки необходимо (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Для этого - не позже чем за три рабочих дня - в УК направляется копия приказа о проверке: нарочно, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или по email с усиленной квалифицированной электронной подписью, по тому адресу электронной почты, который либо содержится в ЕГРЮЛ, либо представлялся в орган ГЖН ранее. Ненадлежащее уведомление о плановой выездной проверке является грубым нарушением, которое влечет отмену результатов проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Срок проведения выездной проверки
Внеплановая выездная проверка длится не более 20 рабочих дней, продлевать или приостанавливать этот срок нельзя (ч. 1, ч. 2.1, ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Плановая выездная проверка также длится не более 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), но её можно продлевать еще на 20 рабочих дней, если необходимы сложные или длительные исследования, испытания, экспертизы (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Однако для УК - субъекта малого предпринимательства действует специальное правило суммированный срок плановых выездных проверок всеми органами контроля (надзора) не должен быть более 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год - для микропредприятия (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ); в эти часы засчитывается только то время, которое проверяющие непосредственно взаимодействовали с УК и провели на объекте - то есть осматривали, обследовали, замеряли и т.п. (постановления Семнадцатого ААС от 07.10.2016 N 17АП-10655/16, АС Уральского округа от 30.05.2016 N Ф09-4070/16, решения АС Челябинской области от 25.01.2017 по делу N А76-22035/2016, АС Ивановской области от 20.03.2015 по делу N А17-4221/2014, АС Волгоградской области от 06.02.2015 по делу N А12-24582/2014). Продлить срок плановой выездной проверки можно не более чем на 50 и 15 часов для малого или микропредприятия соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, плановую выездную проверку УК - малого или микропредприятия - можно приостановить на срок до 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). На время приостановления проверки инспекторы ГЖН не должны появляться в УК и обслуживаемых ею МКД (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Процедура
Прибыв в место проверки, инспектор ГЖН первым делом обязан предъявить служебное удостоверение и подлинник приказа на проверку (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Обычно кроме подлинника берут также и копию, которую оставляют проверяемой УК, о чем в подлиннике приказа проставляют отметку. В приказе будет указана вся информация о проверке: во-первых, в отношении кого и на какой предмет она проводится, а во-вторых, сроки, объем, полномочия проверяющих, цели и основания проведения проверки (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Что будет, если руководитель или должностные лица УК отказываются от получения копии приказа (или их вообще нет на месте, но проведение проверки возможно)? Такие процедурные вопросы, как правило, решаются в региональном Административном регламенте проведения лицензионных проверок УК. Обычно копию приказа на проверку в таких случаях отсылают по почте.
Затем - если его попросят - инспектор ГЖН должен ознакомить руководителя или иного должностного лица УК с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка (п. 12 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
УК (его работники) должны беспрепятственно пропустить прибывшего инспектора ГЖН на обслуживаемую территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в МКД, а также иные используемые УК здания, строения, сооружения, помещения (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 196 и п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
Инспекторы ГЖН, при осуществлении лицензионного контроля, вправе (ч. 2 ст. 196 и п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ):
- посещать и обследовать жилые помещения (с согласия с согласия собственников);
- проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- проверять (по заявлениям собственников помещений в МКД) правомерность принятия общим собранием решения о выборе УК в целях заключения с ней договора управления МКД;
- проверять правомерность утверждения условий и заключения договоров управления МКД и оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Если во время проверки инспектор ГЖН проводит какие-либо измерения (например, температуры теплоносителя), то он должен составить об этом специальный документ (например, акт замера или подобный). Простое указание результатов замера в акте проверки, без подтверждения обстоятельств такого измерения, суд может не признать надлежащим доказательством, фиксирующим факт правонарушения (постановление Восемнадцатого ААС от 03.05.2017 N 18АП-3303/17).
По завершении проверки составляется акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обычно для его составления и вручения руководителя УК вызывают непосредственно в орган ГЖН (ч. 4 ст. 16 294-ФЗ). Если УК давала свое согласие на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора), то акт могут выслать по электронной почте.
Представление документов
Если непосредственно перед выездной проверкой не проводилась документарная (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ), то сотрудники УК должны дать инспектору ГЖН возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, другими словами, показать эти документы или, по крайней мере, представить их копии (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Если же выездная проверка проводится сразу после документарной, то заново давать представленные ранее информацию и документы уже не нужно (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
В любом случае запрещается требовать у УК те документы, которые орган ГЖН может получить от иных госорганов или органов МСУ (ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ), в том числе включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15, ч. 8 ст. 7 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, орган ГЖН не должен требовать у УК те документы и сведения, которые не относятся к предмету проверки (п. 3 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Нарушение этого запрета влечет отмену результатов проверки.
Если проверка не состоялась
Руководитель или иное должностное лицо УК, ответственное за выполнение лицензионных требований, обязан(ы) присутствовать при проведении выездной проверки (ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ). Органам ГЖН нельзя проводить выездную проверку в отсутствие руководителя или ответственных должностных лиц (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), но нарушение этой нормы не относится к числу грубых, влекущих отмену результатов проверки (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ), поэтому теоретически проверка может состояться и без участия руководителя УК.
Если же инспектор ГЖН прибыл к месту проведения выездной проверки УК, но провести её оказалось невозможно, то:
- составляется акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности;
- в ближайшие три месяца орган ГЖН вправе принять решение о проведении в отношении этой УК "новой" выездной проверки без изменения ежегодного плана и без предварительного уведомления УК (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Это правило действует только в случаях, если провести проверку было невозможно из-за перечисленных в законе обстоятельств (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
- из-за отсутствия руководителя или иного должностного лица УК,
- из-за активного или пассивного сопротивления проверяющим (любые такие действия или бездействие руководства или работников УК),
- в связи с фактическим неосуществлением УК лицензионной деятельности.
За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа ГЖН по проведению проверок или уклонение от таких проверок предусмотрена административная ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Тема
Лицензионные проверки управляющих компаний МКД
См. также
Плановые лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Внеплановые лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Предварительное уведомление УК МКД о лицензионной проверке и ее согласование с прокуратурой
Срок проведения лицензионной проверки УК МКД
Оформление органом ГЖН результатов лицензионной проверки УК МКД
Документарные лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой