Контрольная закупка Росалкогольрегулирования
Росалкогольрегулирование*(1) может приехать (выйти в Сеть) не только с проверкой, но с так называемой контрольной закупкой (пп. 6 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ). Это специальное проверочное мероприятие, в ходе которого сотрудники ведомства "создают ситуацию для совершения сделки" - то есть тайно, под видом простого покупателя, совершают покупку (оплачивают услугу или работу), в том числе дистанционно, например, через Интернет, ради того, чтобы проверить соблюдение обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг (ч. 1 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ). При совершении закупки должны присутствовать двое свидетелей, либо сотрудники Росалкогольрегулирования должны вести видеозапись (ч. 5 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ). Кто и как именно выделяет денежные средства на "закупку", законодательством пока не установлено.
Росалкогольрегулирование может проводить свои контрольные закупки в рамках любого направления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта (п. 1.1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ).
Проводить закупки можно только по следующим основаниям (ч. 3 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ):
- по истечении срока исполнения ранее выданного предписания;
- по сведениям о продаже товаров без маркировки/с неверной маркировкой;
- по информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, наступлении ЧС, угрозе такого вреда или ЧС;
- по поручениям Правительства РФ, Президента РФ или по требованию прокурора (ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
О проведении закупки выносится отдельный приказ (ч. 4.2 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).
Контрольная закупка всегда проводится без уведомления проверяемых лиц (ч. 4 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ, пп. 6 п. 2 ст. 23 Закона N 17ФЗ), но с предварительным согласованием у прокурора (ч. 4 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).
Если во время контрольной закупки обнаружились нарушения обязательных требований, то сразу после ее завершения должностные лица Росалкогольрегулирования обязаны предъявить служебные удостоверения, приказ на проведение контрольной закупки (ч. 4.2 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ). Затем составляется акт - в двух экземплярах, - который подписывается проверяющими, свидетелями и представителями организации или ИП, чьи товары (услуги) контрольно закупались, каждая сторона получает по своему экземпляру акта (ч. 6, ч. 7 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ). Кроме того, должностные лица Росалкогольрегулирования вправе приступить к внеплановой проверке продавца или исполнителя услуг - это вытекает из ч. 4.3 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ.
Если никаких нарушений не выявлено, Росалкогольрегулирование не обязано сообщать продавцу о том, что проводилась контрольная закупка. Однако даже в этом случае составляется акт контрольной закупки, правда, он подписывается только сотрудниками Роспотребнадзора и свидетелями (ч. 6 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ). И проводить внеплановую проверку продавца (исполнителя услуг, работ) Роспотребнадзор уже не может - во всяком случае, по тому же самому основанию, которое было причиной проведения закупки (ч. 4.3 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).
В будущем информация о закупках будет вноситься в Единый реестр проверок (ч. 8 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ; в Правила формирования и ведения Реестра, установленные постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415, должны внести соответствующие поправки).
Более подробно процедура контрольной закупки будет раскрыта актом Правительства РФ (ч. 9 ст. 16.1 закона N 294-ФЗ); в настоящий момент такого акта не издано. Однако проведение контрольных закупок можно ожидать уже сейчас - ведь соответствующие полномочия даны Росалкогольрегулированию федеральным законом.
______________________________
*(1) а равно и региональные органы, выдающие алкогольные лицензии
Тема
Проверки Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка
См. также
Наиболее распространенные нарушения, выявляемые при проведении проверок Росалкогольрегулированием
Выездные проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов и соискателей
Внеплановые проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов и соискателей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.