Управление рисками при организации плановых КНМ органами пожарного надзора Смотрите в этом материале: - допустимый уровень риска по РФ; - ожидаемый "среднеотраслевой" риск; - "среднеотраслевая" потенциальная тяжесть пожара - "половина" категории риска; - индекс индивидуализации - вторая "половина" категории риска; - кто относит объект к категории риска? - периодичность и виды плановых проверок в зависимости от категории риска; - как узнать "свою" категорию риска? Государственный пожарный надзор в РФ проводится с использованием такого метода, как управление рисками причинения вреда (ущерба) (ранее он назывался риск-ориентированным подходом) (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о ПБ), ст. 22 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), п. 40 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (далее - ПП 290)). Под управлением риском понимается осуществление профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) и в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в сфере пожарной безопасности (ч. 4 ст. 22 Закона о госконтроле).
Допустимый уровень риска по РФ
Этот допустимый уровень риска причинения вреда, который должен закрепляться в ключевых показателях госпожнадзора, согласно п. 2, п. 9 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска (приложение к ПП 290, далее - Критерии) называется допустимым риском негативных последствий пожаров. Он рассчитывается МЧС по специальной формуле, причем каждый год заново (для расчета рисков на 2021 год взяли данные за 2019 год, см. также письмо МЧС России от 27.01.2021 N ИГ-19-238, информацию МЧС России от февраля 2021 г.). Эта формула учитывает: - численность населения РФ, - количество вообще всех объектов защиты - и количество жертв (и погибших, и выживших) всех пожаров за определенный период. Поэтому допустимый риск и является умозрительной величиной, отражающий абстрактный допустимый пожарный риск вообще в среднем по РФ. Чем конкретный риск на конкретном объекте ближе к величине допустимого риска, тем этот объект менее опасен и меньше нуждается в плановых надзорных мероприятиях. Именно в этом - суть системы управления рисками в части планового контроля.
Ожидаемый "среднеотраслевой" риск
Помимо допустимого риска негативных последствий пожаров, МЧС также рассчитывает ожидаемый "отраслевой" риск негативных последствий пожаров (рассчитывается по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, см. пп. "б" п. 2 Критериев и ч. 6 ст. 23 Закона о госконтроле). Формула для расчета этого "отраслевого" риска учитывает: - "среднеотраслевую" вероятность пожара (отношение количества пожаров к количеству объектов отрасли), - и "среднеотраслевое" же количество жертв (п. 4, п. 5, п. 6 Критериев). Таким образом, крупный пожар на каком-то одном объекте "обрушит" показатели всей отрасли, и ожидаемый "отраслевой" риск вырастет. Количество "отраслей", то есть групп объектов, однородных по роду занятий и характеру объектов, определяет Кабмин, они перечислены в Приложениях к Критериям. Так, свои ожидаемые риски рассчитываются для объектов здравоохранения, объектов образования, объектов общепита, объектов торговли, объектов транспортной инфраструктуры, сельхозобъектов, МКД и т.п.
"Среднеотраслевая" потенциальная тяжесть пожара - "половина" категории риска
Соотношение "среднеотраслевого" риска негативных последствий пожаров к допустимому "среднефедеральному" риску - оно названо "Показателем тяжести потенциальных негативных последствий пожаров" (см. п. 7 Критериев) - является той самой величиной, которая определяет категорию риска для каждой "отрасли", то есть для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (абз. 8, 9 п. 8 Критериев, см. также ч. 5 ст. 23 Закона о госконтроле):
Конкретные цифры величины соотношения по "отраслям" считает МЧС и размещает на своем сайте (абз. 3 п. 9 Критериев). Это "отраслевое" соотношение является базовым (но не конечным, не определяющим) показателем для определения категории риска для каждого конкретного объекта защиты из соответствующей им группы (абз. 9 п. 8 Критериев). То есть конкретное предприятие, теоретически и в некоторых случаях, может сменить категорию риска - "базовую" для своей отрасли - на другую, если оно отвечает необходимым дополнительным условиям (у него подходящий "индекс индивидуализации", см. п. 10 Критериев).
Индекс индивидуализации - вторая "половина" категории риска
Индекс индивидуализации помогает точно определить или сменить категорию риска конкретного объекта защиты (п. 10, п. 14, п. 15 Критериев, см. также ч. 7 ст. 23 Закона о госконтроле). Этот индекс: - зависит от множества параметров, перечисленных в Приложениях 1-4 к Критериям, учитывает и сам объект, и добросовестность его хозяев, - рассчитывается органом ГПН (инспектором лично или с помощью искусственного интеллекта, см. п. 49 ПП 290), - причем исходя из той информации, которая имеется в распоряжении органа ГПН (п. 11, п. 12 Критериев). Нужные сведения могут собираться во время профилактических мероприятий (ч. 1 ст. 24 Закона о госконтроле, абз. 6 п. 47 ПП 290). Значение этого индекса суммируется со значением базового показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара (п. 16 Критериев), полученная сумма сравнивается с размещенной выше таблицей, отражающей уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара:
На основании этой суммы объекту присваивается его собственная категория риска (ч. 3 ст. 24 Закона о госконтроле, п.15 Критериев). Используя Приложения к Критериям и взятые с сайта МЧС РФ значения "среднеотраслевого" риска негативных последствий пожаров и допустимого "среднефедерального", можно подсчитать свой индекс индивидуализации и свою категорию "вручную" (см. также материал "Присвоение категорий риска объектам защиты для целей пожарного надзора"). Но гораздо проще обратиться к специальному калькулятору на сайте МЧС. Кстати, некоторые объекты имеют "заранее предустановленную", несменяемую категорию умеренного риска: это МКД высотой до 28 метров (если в таком МКД не размещены помещения, не являющиеся помещениями жилищного фонда, а также нежилые помещения / машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого МКД; в противном случае категория риска присваивается по совокупности критериев, относящих объект к более высокой категории), открытые плоскостные автостоянки, открытые склады лесоматериалов и твердого топлива (абз. 3 и абз. 4 п. 40 ПП 290). ВниманиеКатегория риска определяется и присваивается именно объекту защиты, а не юридическому лицу и не ИП (п. 40 ПП 290), хотя для определения категории риска используют данные о деятельности именно лица, которое использует объект. При этом согласно позиции Верховного Суда РФ "отнесение к определенной категории опасности производится именно в отношении юридического лица, а не его филиалов. Определенный класс опасности должен быть установлен один на всё юридическое лицо, а не на каждый его филиал в разных регионах" (определения от 02.06.2020 N 310-ЭС19-23787, от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540). Кто относит объект к категории риска?
Такой работой - определить категорию и отнести к ней конкретный объект - занят тот инспектор ГПН, который закреплен за этим объектом, причем ему запрещено по этому вопросу взаимодействовать с проверяемым лицом (ч. 2 ст. 24 Закона о госконтроле, п. 29 ПП 290). Затем категория утверждается решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа ГПН (п. 49 ПП 290). Этот же руководитель (зам) может изменить категорию риска на более низкую (п.50 ПП 290). Если специального решения в отношении объекта не принималось, он считается отнесенным к категории низкого риска (ч. 4 ст. 24 Закона о госконтроле, абз. 3 п. 49 ПП 290). При этом все объекты "переобсчитываются", если в орган ГПН поступили сведения о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска (ч. 5 ст. 24 Закона о госконтроле), поэтому, теоретически, категория может "обновиться". МЧС должно вести перечень объектов контроля каждой категории риска (ч. 2 ст. 16 Закона о госконтроле), на официальном сайте центрального аппарата МЧС должна быть размещена сводная информация об объектах контроля с указанием категорий риска, категорирование которых проводилось в том числе территориальными органами (письмо Минэкономразвития РФ от 10.11.2021 N Д24и-35227).
На что влияет категория риска?
Категория риска, к которой отнесен конкретный объект, определяет: - как часто могут проводиться плановые КНМ на этом объекте, - и что именно за КНМ это будут (п. 41 ПП 290).
Мораторий на проверки - 2023
В 2023 - 2030 годах действует мораторий на плановые проверки - включать в планы проведения плановых КНМ разрешено только объекты контроля, отнесенные к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска (п. 11.3 Постановления N 336), кроме муниципальных и государственных детских садов и школ - эти садики и школы, даже отнесенные к категориям высокого и чрезвычайно высокого рисков, все равно нельзя проверять в плановом порядке (в 2023-2029 годах, см. также письмо Минэкономразвития РФ от 10.04.2023 N ОГ-Д24-3218). Вместо проверки или иного КНМ пожарные инспекторы вправе провести профилактический визит, отказаться от которого школа или садик не могут (п. 11.4 Постановления N 336). Плановые проверки и КНМ в отношении остальных объектов (значительного, среднего, умеренного рисков) проводиться в 2023 - 2030 годах не могут. Подробнее о моратории - в отдельном материале.
Как узнать "свою" категорию риска?
Орган ГПН ведет перечень объектов надзора каждой категории риска (ч. 2 ст. 16 Закона о госконтроле, п. 51, п. 52 ПП 290). Основной способ информирования о категории риска - это просмотр перечней объектов надзора на п. 53 ПП 290). Сверх того, владельцы объектов могут запросить орган ГПН о том, к какой категории риска отнесен их объект. ГПН не только предоставит им информацию о присвоенной объекту категории риска, но и сведения, использованные при отнесении объекта к данной категории (п. 55 ПП 290).
Как изменить свою категорию риска?
Владельцы объекта могут заявить в ГПН о том, что необходимо изменить категорию риска, присвоенную объекту ранее (ч. 6 ст. 24 Закона о госконтроле, абз. 2 п. 56 ПП 290). Если заявление обосновано, и действительно имеются основания для изменения категории риска, ГПН в течение недели обязан принять решение об изменении категории (ч. 5 ст. 24 Закона о госконтроле). Отказ в изменении категории риска или "неправильное" изменение можно обжаловать: сначала в сам МЧС (п. 57 ПП 290, ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 3 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле), и только затем, если проблема не решена, - в суд. В настоящий момент сложно однозначно указать, в какой суд следует подавать такую жалобу: в арбитражный суд или общей юрисдикции. С одной стороны, ИП и организации используют спорные объекты защиты для занятия экономической деятельностью, а значит, спор по поводу присвоенной категории может рассматриваться как спор, вытекающий из экономической деятельности и рассматриваться по правилам гл. 24 АПК РФ (ст. 27, ч. 1 ст. 197 АПК РФ, см. также постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.11.2020 N Ф04-4736/20). С другой стороны, категория риска присваивается с единственной целью - определить периодичность плановых КНМ в сфере пожарной безопасности. А согласно позиции Верховного Суда РФ, нарушение требований пожбезопасности совершается не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Развивая данную позицию, следует признать, что спор по поводу категории пожарного риска могут рассматривать по правилам КАС в районном суде (ст. 18 КАС РФ).
Индикаторы риска нарушения обязательных требований
Для организации внеплановых контрольных мероприятий используется другой инструмент системы управления рисками - индикаторы риска нарушения обязательных требований. Проще говоря, индикатор риска - это повод и основание к внеплановому КНМ (п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона о госконтроле). Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; они используются при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового КНМ (ч. 9, ч. 10 ст. 23 Закона о госконтроле). Перечень индикаторов риска при осуществлении ФГПН утвержден приказом МЧС России от 07.06.2021 N 364. Этих индикаторов всего два: - привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям ПБ и нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям ПБ в отношении объектов защиты, по которым экспертом проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) в течение последних трех лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности; - три и более ложных срабатываний в течение 30 календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек (кроме жилых домов).
|
Тема Пожарные проверки (проверки органами федерального государственного пожарного надзора)
См. также Присвоение категорий риска объектам защиты для целей пожарного надзора Формы документов Практические ситуации
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах