Пожарные проверки (проверки органами федерального государственного пожарного надзора)
Смотрите в этом материале:
- что (или кого?) инспекторы смотрят?
- что инспекторы могут делать?
- какие виды пожарных проверок они проводят?
- что можно инспектору во время конкретной проверки?
- как убедиться, что инспектор - не фальшивый, а проверка - законная?
Что это такое?
Федеральный государственный пожарный надзор (далее - ГПН, также ФГПН) - это деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), и ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о ПБ).
Кто этим занимается?
Осуществляют его (то есть занимаются надзором) органы ГПН, которые находятся*(1) в ведении МЧС России (ч. 1 ст. 6 Закона о ПБ, абз. 2, 3 п. 1, п. 4, п. 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, далее - ПП 290).
От имени органов ГПН надзорную деятельность осуществляют его должностные лица - пожарные инспекторы нескольких уровней (п. 10 ПП 290), которые вправе надзирать как за организациями, так и за гражданами (п. 3 ПП 290).
Кого / что проверяют инспекторы: объекты или их владельцев?
В рамках надзорных мероприятий пожарные инспекторы проверяют и объекты (здания, сооружения, участки территории, продукцию и т.п.), и их владельцев (п. 2 ПП 290):
- соблюдают ли граждане и организации требования пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми они владеют или пользуются (если для них имеются соответствующие требования),
- соответствуют ли такие здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, земельные участки требованиям пожарной безопасности;
- соблюдены ли обязательные требования в отношении видов продукции, установленные ТР ТС "О безопасности пиротехнических изделий", ТР ЕАЭС "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" и Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Тем не менее, основная "цель" пожарного инспектора - именно объект, а не его собственник или иной правообладатель. Такой вывод можно сделать из следующего:
- ФГПН ведет учет именно объектов надзора, а не правообладателей (п. 29 ПП 290), и ведет перечни именно объектов, а не правообладателей (п. 51 ПП 290). Разумеется, сведения о правообладателе у ФГПН всегда есть (или должны быть), но это просто одна из категорий информации, связанной с объектом защиты, такая как адрес, дата окончания последнего планового проверочного мероприятия и т.п. (абз. 2 п. 29 ПП 290);
- для целей осуществления пожарного надзора МЧС присваивает всем без исключения поднадзорным объектам в РФ одну из 6 категорий риска (п. 40 ПП 290). Несмотря на то, что присвоенная категория в большой степени зависит от поведения его правообладателя (не всегда - см. абз. 3 п. 40 ПП 290), эта категория все же присваивается объекту, а не правообладателю, и категория объекта при его переходе от одного владельца к другому не меняется сама по себе (п. 56 ПП 290); более того, Критерии добросовестности для объектов надзора (Приложения 3 и 4 к Порядку отнесения объектов защиты к категории риска, утв. ПП 290) не предусматривают резкого и существенного изменения статуса объекта защиты в случае смены его правообладателя - добросовестность "измеряется", в том числе не только количеством неисполненных предписаний, но и количеством пожаров за прошлые периоды, наличием заключения независимой оценки пожарного риска и т.п.;
- плановые контрольные (надзорные) мероприятия (далее также - КНМ) задумываются и организуются в отношении объектов, а не правообладателей, хотя в Плане КНМ, разумеется, каждое мероприятие фиксируется в отношении контролируемых лиц, указанных в ЕГРН (п.42 ПП 290).
Для бизнес-субъектов, которые имеют всего один объект, это не имеет большого значения. Но если таких объектов несколько, то важно понимать: КНМ на каждом таком объекте - это разные, самостоятельные друг от друга проверки, а не одна большая и длинная проверка одного бизнес-субъекта.
Что инспекторы могут?
"Обычные" пожарные инспекторы - это инспекторы городов и районов, а также округов в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи - наделены различными полномочиями, в том числе:
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения (решения) о КНМ (то есть пожарной проверке одного из 4 разрешенных "очных" видов) - посещать (осматривать) объекты надзора (п. 1 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 12 ПП 290);
- проводить проверочные мероприятия и действия, в рамках которых - знакомиться с документами и даже базами данных, требовать письменных объяснений от контролируемых лиц (п.п. 2, 3 и 4 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле, пп. "д" п. 12 ПП 290), вызывать полицию, если инспектору угрожают или мешают (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле, пп. "ж" п. 12 ПП 290);
- составлять акты КНМ и на основе этих актов выдавать предписания об устранении нарушений требований ПБ, составлять протоколы об административных правонарушениях и принимать иные необходимые меры, например, приостанавливать деятельность (п. 8 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле, пп. "з" п. 12 ПП 290),
- осуществлять профилактические мероприятия - консультировать контролируемых лиц по вопросам ПБ и пожарных проверок, объявлять предостережения, наносить профилактические визиты - это почти как проверка, но без предписаний (п. 8 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле, пп. "к" п. 12, п. 46, п. 47 ПП 290).
Главные пожарные инспекторы городов и районов, а также округов в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи (и их замы) могут все то же самое, а сверх того - санкционировать проведение КНМ, вносить в органы МСУ предложения о введении особого противопожарного режима (ОПР) на территории муниципального образования и т.п. (п. 13 ПП 290), пожарные инспекторы субъектов РФ могут вносить предложения о введении ОПР уже в субъекте, а главные пожарные инспекторы регионов и их замы, сверх того, утверждают планы проведения плановых КНМ (п. 14, п. 15 ПП 290). Аналогичные права есть у "верховных" пожарных инспекторов РФ и их заместителей (п.п. 20-22 ПП 290).
Какие виды пожарных проверок они проводят?
Части 2 и 3 ст. 56 Закона о госконтроле предлагает органам надзора весьма богатый ассортимент видов КНМ, из которых орган власти обязан выбрать несколько на свой вкус (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Пожарные инспекторы вправе проводить лишь следующие шесть (п. 30, п. 31 ПП 290):
- инспекционный визит,
- рейдовый осмотр,
- выездная проверка,
- документарная проверка (только внеплановая),
- выборочный контроль (только внеплановый),
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (он же - мониторинг безопасности),
- выездное обследование.
В рамках каждого их этих КНМ инспектор полномочен проводить различные действия - для каждого КНМ - свой "набор" (см. ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле, п.п. 32-36 ПП 290), поэтому подробности проведения каждого КНМ нужно уточнять в отдельных материалах, а общая "формальная" часть (завел проверку в ЕРКНМ - согласовал - пришел - увидел - описал - можно жаловаться) освещена в материале "Процедура пожарной проверки".
Объем разрешенных контрольных (надзорных) действий (далее также - КНД) для каждого мероприятия приведен в таблице.
Что делает инспектор во время проверки?
КНД |
виды мероприятий - КНМ |
||||
выездная проверка, п. 33 ПП290 |
инспекционный визит п. 32 ПП290 |
выборочный контроль п. 36 ПП290 |
документарная проверка п. 34 ПП290 |
выездное обследование ст. 75 Закона о госконтроле |
|
получение письменных объяснений |
можно |
можно |
можно |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
истребование документов |
можно |
можно |
можно |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
осмотр (кроме жилых) |
можно |
можно |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
можно |
инструментальное обследование |
можно |
можно |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
можно (под видео) |
опрос |
можно |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
НЕЛЬЗЯ |
НЕЛЬЗЯ |
отбор проб |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
можно |
испытание |
НЕЛЬЗЯ |
НЕЛЬЗЯ |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
можно |
экспертиза |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
можно |
НЕЛЬЗЯ |
можно |
Как часто бывают проверки?
Внеплановые КНМ имеют свои собственных основания, и предсказать их частоту заранее нельзя. А частота плановых зависит от характеристик проверяемого объекта и законопослушания его владельцев - дело в том, что пожарный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (см. главу 5 Закона о госконтроле), все объекты надзора распределены по категориям риска (п.40 ПП 290), и от того, к какой категории риска отнесен конкретный объект, зависит и частота проверок, и их вид (п.41 ПП 290), например, низкорисковые объекты вообще не проверяются в плановом порядке.
Большинство КНМ - внезапные:
- инспекционный визит (ч. 4 ст. 70 Закона о госконтроле),
- выборочный контроль (ч. 1 ст. 69 Закона о госконтроле, абз. 6 п. 42 ПП 290),
- выездное обследование (ч. 4 ст. 75 Закона о госконтроле) и мониторинг безопасности (в силу своей природы, см. ст. 74 Закона о госконтроле).
О документальной проверке всегда становится известно в момент истребования документов, о выездной предупреждать необходимо за 24 часа (ч. 6 ст. 73 Закона о госконтроле, ч. 8 ст. 6 Закона о ПБ). О рейдовом осмотре, очевидно, предупреждать не станут, ведь ст. 71 Закона о госконтроле данный момент не регламентирует, а Минэкономразвития России, уполномоченное на официальные разъяснения, считает, что уведомлять о рейдовом осмотре не нужно (письмо от 16.08.2021 N ОГ-Д24-6505).
Как убедиться, что инспектор - не фальшивый, а проверка - законная?
В РФ функционирует ФГИС Единый реестр контрольных надзорных мероприятий (ЕРКНМ), оператором которой является Генеральная прокуратура РФ (п. 2 ч. 1 ст. 17, ч. 1 и ч. 3 ст. 19 Закона о госконтроле). При этом запрещено проводить любые КНМ, если на момент их начала в ЕРКНМ о них нет информации (ч. 4 ст. 19 Закона о госконтроле), а каждому КНМ присваивается уникальный учетный номер (п. 8 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, далее ПП 604).
Сам ЕРКНМ является открытым ресурсом, но на момент начала проверки нельзя "просто так" увидеть, есть там информация о КНМ или нет, даже зная его учетный номер: до окончания проверки такая информация не попадает в публичный доступ (см. Приложение к ПП 604).
Однако к номеру КНМ в ЕРКНМ формируется специальный QR-код (примечание 1 к Приложению к ПП 604), причем этот куаркод:
- во-первых, наносится на бумажные и электронные документы, оформляемые инспектором (то есть и на решение о проведении КНМ),
- во-вторых, включает в себя ссылку на неизменяемый адрес КНМ в ЕРКНМ,
- а в-третьих, если зайти в ЕРКНМ именно по этому куаркоду, то информация о проверочном мероприятии будет доступна для просмотра тотчас же (п. 21 ПП 604).
Таким образом, достаточной гарантией от мошенников будут являться:
- служебное удостоверение сотрудника Государственной противопожарной службы (см. ч. 7 ст. 7 Закона о ПБ, п. 26 ПП 290, приложение N 1 к Инструкции о порядке изготовления, оформления и выдачи служебных удостоверений личному составу федеральной противопожарной службы МЧС, утв. приказом МЧС РФ от 17.05.2005 N 400),
- распоряжение (решение) о проведении КНМ с куаркодом, по ссылке из которого открывается страничка проверки в ЕРКНМ, а на этой страничке - ИНН, адрес проверяемого лица, дата КНМ и т.п. (см. также пп. "в" п. 27 ПП 290).
______________________________
*(1) Согласно ст. 16.1 Закона о ПБ и п. 7.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности могут передаваться Президентом РФ для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ путем издания соответствующего указа.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Памятка: встречаем проверяющих из пожарного надзора
Основания для пожарных проверок (КНМ)
Управление рисками при организации плановых КНМ органами пожарного надзора
Процедура пожарного контрольного (надзорного) мероприятия
Привлечение к административной ответственности после пожарной проверки
Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности
Проверки органами федерального государственного пожарного надзора (по 30 июня 2021 года)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах