Обжалование результатов контрольных мероприятий (проверок) квотирования рабочих мест
Если работодатель не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, либо с выданным предписанием об устранении нарушений, законодательства о квотировании, то он вправе обжаловать эти документы в досудебном порядке, либо сразу в суд (ст. 361 ТК РФ, п. 2 ч. 4 ст. 40, ст. 89 Закона N 248-ФЗ, п. 52 Положения N 1230).
В отношении оспаривания результатов контрольного мероприятия (проверок) по соблюдению правил квотирования законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка обжалования, поэтому до 1 января 2023 г. жалоба может быть сразу подана в суд (ч. 2 ст. 39, ч. 3 и ч. 13 ст. 98 Закона N 248-ФЗ).
Рассмотрим подробнее варианты обжалования результатов контрольных мероприятий (проверок) квотирования рабочих мест.
1. Досудебное обжалование
Досудебный порядок означает обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, проводивших проверку, соответствующему руководителю по подчиненности (вышестоящему должностному лицу) или в вышестоящий орган в электронном виде через портал Госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/) с использованием простой либо усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Закона N 248-ФЗ).
Срок подачи досудебной жалобы на акт контрольного мероприятия (инспекционного визита, документарной или выездной проверки) Законом N 248-ФЗ не установлен. По мнению Минэкономразвития России, при досудебном обжаловании акта следует руководствоваться 30-дневным сроком со дня его составления (ч. 5 ст. 40 Закона N 248-ФЗ, письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965).
Срок подачи работодателем досудебной жалобы на предписание ограничен 10 рабочими днями со дня его получения (ч. 6 ст. 40 Закона N 248-ФЗ). В случае его пропуска по уважительной причине он может быть восстановлен по ходатайству работодателя, подающего жалобу (ч. 7 ст. 40 Закона N 248-ФЗ).
Обязательные реквизиты досудебной жалобы на акт и (или) предписание установлены ч. 1 ст. 41 Закона N 248-ФЗ:
1) наименование органа службы занятости, фамилию, имя, отчество должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) сведения о работодателе, подающего жалобу (наименование и адрес);
3) сведения об обжалуемом акте и (или) предписании, которые привели или могут привести к нарушению прав работодателя, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых работодатель не согласен с решением органа службы занятости и (или) действием (бездействием) должностного лица, с приложением документов (при наличии), подтверждающих его доводы, либо их копии;
5) требования работодателя, подавшего жалобу;
6) учетный номер обжалуюмого контрольного мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Досудебная жалоба на акт и (или) предписание подлежит рассмотрению руководителем (его заместителем) органа службы занятости или вышестоящим органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации, по результатам которого выносится решение и доводится до сведения работодателя в течение 1 рабочего дня посредством размещения в личном кабинете работодателя на портале Госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/) (ч. 2 и ч. 7 ст. 43 Закона N 248-ФЗ).
До принятия итогового решения по жалобе работодатель вправе по своему усмотрению представлять дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы, а также отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (ч. 8 ст. 40, ч. 4.1 ст. 43 Закона N 248-ФЗ).
При этом не все жалобы на акт и (или) предписание органа службы занятости подлежат обязательному рассмотрению. Перечень оснований для отказа работодателю в рассмотрении жалобы (оставлении жалобы без ответа) приведен в ст. 42 Закона N 248-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений (ч. 6 ст. 43 Закона N 248-ФЗ):
- об оставлении жалоба без удовлетворения;
- об удовлетворении жалобы в форме отмены обжалуемого акта и (или) предписания органа службы занятости полностью или частично;
- об удовлетворении жалобы в форме отмены обжалуемого акта и (или) предписания органа службы занятости полностью и принятии нового решения;
- об удовлетворении жалобы в форме признания действия (бездействия) должностного лица незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
2. Судебное обжалование
В судебном порядке работодателем может быть оспорено только предписание, выданное органом службы занятости населения по результатам проверки. Акт проверки в судебном порядке оспариванию не подлежит, поскольку не устанавливает прав и не возлагает на организацию каких-либо обязанностей (см. например, постановления Шестого ААС от 10.03.2017 N 06АП-498/17, Пятого ААС от 14.12.2015 N 05АП-9269/15, ФАС Московского округа от 04.12.2012 N Ф05-13311/12).
Предписание, действия (бездействие) конкретных должностных органов службы занятости населения обжалуются по правилам главы 22 КАС РФ. Административное исковое заявление об оспаривании работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (адресу) органа службы занятости населения в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст.ст. 19 и 22, 219 КАС РФ). Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственного контроля рассматривается судом в течение одного месяца (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).
Арбитражный суд не рассматривает дела по таким жалобам, поскольку они вытекают из правоотношений, обусловленных социальными гарантиями трудоустройства инвалидов и не связаны непосредственно с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (постановление Девятого ААС от 04.04.2016 N 09АП-7842/16, определение АС ХМАО - Югры от 13.12.2016 по делу N А75-14021/2016).
При подаче административного искового заявления в суд об оспаривании предписания органа службы занятости уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей (для физических лиц) и 2 000 рублей (для организаций) (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Кроме того, если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, то он также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания в порядке, установленном ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.
КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении. Протокол согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ фиксирует лишь фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, вследствие чего протокол отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 696-О).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах