Проверки соблюдения работодателями правил квотирования рабочих мест для инвалидов, молодежи и иных лиц
Государственный контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (см. пп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", далее - Закон о занятости). Такие региональные органы не имеют единого наименования, например, в г. Москве проверки соблюдения работодателями правил квотирования осуществляет Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (см. постановление Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП), в г. Санкт-Петербург - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (см. постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1542), в Республике Татарстан - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (см. постановление КМ РТ от 15.08.2007 N 388), в Омской области - Министерство труда и социального развития Омской области (см. указ Губернатора Омской области от 23.05.2008 N 56) и др.
Организация и осуществление регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", далее - Закон N 248-ФЗ (п. 7 ст. 7.1-1 Закона о занятости).
Какой-либо единый порядок (стандарт) осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах квоты не установлен.
Особенности организации и состав административных процедур при проведении такого вида контроля в каждом регионе различны и регламентируются соответствующими положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, далее - региональные положения о контроле за выполнением квоты (п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, пп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости). См. например:
Наименование субъекта РФ |
Нормативно-правовой акт |
Архангельская область |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (утв. постановлением Правительства Архангельской области от 16.09.2021 N 493-пп) |
Волгоградская область |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 23.08.2021 N 458-п) |
Красноярский край |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2021 N 689-П) |
Ленинградская область |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Ленинградской области (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 29.09.2021 N 625) |
Омская область |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" (утв. постановлением Правительства Омской области от 18.08.2021 N 352-п) |
Республика Крым |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в Республике Крым (утв. постановлением Совета министров Республики Крым от 25.10.2021 N 626) |
Республика Татарстан |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (утв. постановлением КМ РТ от 23.09.2021 N 910) |
Ставропольский край |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" (утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 30.09.2021 N 496-п) |
Ярославская область |
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (утв. постановлением Правительства Ярославской области от 09.09.2021 N 617-п) |
Так, региональными положениями о контроле за выполнением квоты предусмотрено, что данный вид осуществляется посредством (ст. 45 и ст. 56 Закона N 248-ФЗ):
- проведения профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит);
- проведения контрольных мероприятий (инспекционного визита и проверок в документарной или выездной форме).
Из всех видов контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 56 Закона N 248-ФЗ, региональными положениями о контроле за выполнением квоты установлена возможность проведения инспекционного визита, документарной или выездной проверки.
При проведении инспекционного визита и проверок (документарной или выездной) осуществляется непосредственное взаимодействие органов службы занятости населения с проверяемыми работодателями.
Профилактические же мероприятия направлены на профилактику нарушения правил квотирования и при их проведении, как правило, не требуется взаимодействие органов службы занятости населения с контролируемыми лицами. Взаимодействие с органами службы занятости населения в таком случае возможно только с согласия работодателя либо по его инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона N 248-ФЗ).
Проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий (ст. 8 Закона N 248-ФЗ). Выбор в пользу того или иного профилактического мероприятия или проведения контрольного мероприятия должен быть соразмерным характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям (ст. 9 Закона N 248-ФЗ).
Выбираемые профилактические мероприятия, а в необходимых случаях вид контрольного мероприятия напрямую зависят от категории риска, к которым отнесена деятельность работодателя (ч. 1 ст. 22 и ч. 3 ст. 44 Закона N 248-ФЗ).
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Памятка: встречаем проверяющих из службы занятости
Обязательное квотирование рабочих мест
Процедура проведения контрольных мероприятий по квотированию органами службы занятости населения
Проведение мероприятий по соблюдению правил квотирования без взаимодействия с работодателями
Оформление результатов контрольных мероприятий (проверок) по соблюдению правил квотирования
Ответственность за нарушение правил квотирования рабочих мест
Обжалование результатов контрольных мероприятий (проверок) квотирования рабочих мест
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах