Управление рисками при организации Роспотребнадзором плановых КНМ
Смотрите в этом материале:
- как найти "свою" категорию риска;
- как определить категорию риска для продукции;
- кто относит объект к категории риска;
- периодичность и виды плановых проверок в зависимости от категории риска;
Управление рисками - это принцип осуществления контроля и надзора, согласно которому высокорисковые объекты должны проверяться чаще/строже, среднерисковые - реже/мягче, а низкорисковые могут вовсе не проверяться, если речь идёт о плановых мероприятиях. При осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора как раз и применяется система оценки и управления рисками (ст. 22 Закона о госконтроле), а все объекты контроля (это 1. деятельность, 2. продукция и 3. здания/ помещения /оборудование и прочее подобное) распределены по категориям риска (п.п. 21, 22, 23 ПП 1100).
В рамках других видов надзора, которые осуществляет Роспотребнадзор, плановые КНМ вообще не проводятся, поэтому объекты контроля не ранжируются по категориям риска (п. 21 ПП 1005, абз. 2 п. 38 ПП 1019).
Как рассчитать категорию риска конкретного лица?
Контролируемое лицо "приобретает" категорию риска в связи с той деятельностью, которую ведет (для парикмахерских услуг и услуг общепита риск может быть разным), а также в связи с теми объектами, которым оно владеет (объективно, уровень риска отличается для кафе на 10 или на 500 посадочных мест).
Критерии, то есть признаки, по которым проверяемое лицо - в связи со своей деятельностью и своими объектами - должно относиться к той или иной категории риска, а всего их 6 - установлены Приложением N 1 к ПП 1100 (см. абз. 1 п. 34 ПП 1100, а также ч. 2 ст. 23 Закона о госконтроле).
На категорию риска влияют 2 фактора:
- тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения санитарных требований (то есть насколько сильно может пострадать здоровье людей, и сколько пострадавших может, теоретически, появиться, в результате нарушений санитарных норм). Этот фактор вносит основной "вклад" в категорию риска организации /ИП, и именно он определяет "черновую" категорию риска (см. п. 1, п. 7 Приложения N 1 к ПП 1100), и
- вероятность несоблюдения контролируемыми лицами санитарных требований (а проще говоря - его "санитарная" репутация). Данный фактор способен скорректировать "черновую" категорию риска, причем в любую сторону (см. п. 7, п. 8 Приложения N 1 к ПП 1100).
Тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения санитарных требований выражается в специальной величине - "показателе". Чем показатель выше, тем выше та категория риска, к которой относится объект контроля (п. 1 Приложения N 1 к ПП 1100). Этот показатель рассчитывается по формуле, которая учитывает (путем простого умножения коэффициентов) примерный вред от нарушения и примерную частоту нарушений в соответствующей отрасли (см. п. 2, п. 3 Приложения N 1 к ПП 1100), при этом:
- примерная частота (показатель средневзвешенной частоты нарушений на одно КНМ (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности, см. см. абз. 5 п. 3 Приложения N 1 к ПП 1100) нарушений уже заранее подсчитана Роспотребнадзором и приведена в Приложении N 2 к Приложению N 1 к ПП 1100 (крайняя правая колонка таблицы). Например, для роддомов эта частота составляет 8,54; а для операторов ТКО - 6,23;
- примерный вред ("показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ЮЛ и гражданами обязательных требований в области санэпидблагополучия населения", см. абз. 4 п. 3 Приложения N 1 к ПП 1100) от нарушения нужно дополнительно рассчитывать, по формуле из п. 4 Приложения N 1 к ПП 1100, в которой нужно перемножить 1. показатель потенциального вреда для здоровья в случае нарушения санитарных правил и 2. показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта контроля (понятно, что одинаковые объекты в мегаполисе и на селе могут испортить жизнь существенно разному количеству людей). При этом показатель потенциального вреда для здоровья для каждой отрасли тоже уже заранее подсчитан Роспотребнадзором и приведен в Приложении N 2 к Приложению N 1 к ПП 1100 (средняя колонка таблицы); например, для роддомов этот показатель составляет 0,0068; а для бань и саун - 0,0113. А значения показателя численности населения, находящегося под воздействием объекта контроля, определяются для каждого объекта контроля в соответствии с методикой, утверждаемой Роспотребнадзором. Полагаем, что в настоящий момент можно ориентироваться на п. 3.7 МР 5.1.0116-17 "Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий" (утв. Роспотребнадзором 11.08.2017), а также, на соответствующие разделы приказов ведомства от 07.10.2015 N 1025 "О внедрении методических рекомендаций "Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора" и от 30.09.2015 N 1008 "О внедрении Методических рекомендаций "Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий". Кроме того, можно предположить, что указанными расчетами в ведомстве занимается специальное ПО.
Полученную величину нужно сравнить с теми, что приведены в подпунктах "а" - "е" п. 1 Приложения N 1 к ПП 1100, и определить свою "черновую" категорию риска.
Затем ее следует скорректировать с учетом своей репутации по следующим правилам:
"черновая" категория риска |
обстоятельства, характеризующие репутацию |
финальная категория риска |
высокий риск |
в соответствии с п. 7 Приложения N 1 к ПП 1100:
если в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска вступили в законную силу: - 2 и более постановлений ЮЛ / ИП /должностным лицам по делу об АП (кроме вынесения предупреждения) по любому протоколу, составленному Роспотребнадзором; - либо было приостановление/аннулирование лицензии в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и ГИМО III и IV ст, либо лицензии на использование источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) |
чрезвычайно высокий риск |
значительный риск |
высокий риск |
|
средний риск |
значительный риск |
|
умеренный риск |
средний риск |
|
низкий риск |
умеренный риск |
|
высокий риск |
в соответствии с п. 7 Приложения N 1 к ПП 1100: если при последнем при последнем КНМ инспекторами не выдавалось предписаний об устранении нарушений обязательных требований |
значительный риск |
значительный риск |
средний риск |
|
средний риск |
умеренный риск |
|
умеренный риск |
низкий риск |
При этом, однако, Роспотребнадзором установлены отдельные виды деятельности с особой социальной значимостью, распределенные по заранее указанным категориям риска (раздел II приложения N 1 к Приложению N 1 к ПП 1100). В настоящий момент Роспотребнадзор не представил разъяснений о том, могут ли данные категории риска получать иное значение, например, с учетом репутации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Верховным Судом РФ в определениях от 30.06.2020 N 48-КА20-4-К7, от 02.06.2020 N 310-ЭС19-23787 и от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540 (до вступления в силу Закона о госконтроле, в период действия "предыдущего" Закона N 294-ФЗ и установленного им риск-ориентированного подхода), отнесение к определенной категории риска производится именно в отношении юридического лица, а не его филиалов. Определенный класс риска должен быть установлен один на все юридическое лицо, а не на каждый его филиал в разных регионах.
Как рассчитать категорию риска для продукции (товара)?
Категория риска присваивается не только деятельности или объектам контролируемого лица, категория риска присваивается также и объектам, которые находятся в обороте, - это результаты деятельности контролируемых лиц, и в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории ЕврАзЭС по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей госсанэпиднадзору, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, к которой предъявляются обязательные требования (пп. "б" п. 12, абз. 2 п. 34 ПП 1100).
Категория риска для продукция напрямую зависит от потенциального риска причинения вреда здоровью человека (п. 3 Приложения N 2 к ПП 1100).
Для расчета риска причинения вреда здоровью от продукции необходимо знать следующие параметры (свои для каждого вида продукции):
- 1. показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований в отношении продукции (товара) определенного вида (абзац 4 п. 2 Приложения N 2 к ПП 1100),
- 2. коэффициент, характеризующий потребление продукции (товара) определенного вида (абзац 5 п. 2 Приложения N 2 к ПП 1100),
- 3. показатель средневзвешенной частоты нарушений на одно КНМ (вероятности нарушений обязательных требований) в отношении продукции (товара) определенного вида (абзац 5 п. 1 Приложения N 2 к ПП 1100).
Однако из этих трех параметров Роспотребнадзором утверждены лишь один комплекс параметров - показатели потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований в отношении продукции (товаров), он установлен Приложением к Приложению N 2 к ПП 1100, и содержит соответствующий перечень продукции (пищевая, бытовые товары, медизделия и прочее). Таким образом, рассчитать категорию риска для конкретного товара - с учетом информации, содержащейся в ПП 1100, - не представляется возможным.
Кто относит объект к категории риска?
Такой работой - определить категорию и отнести к ней конкретный объект - заняты:
- главные государственные санитарные врачи субъектов РФ; они определяют категорию риска для деятельности и объектов ИП и организаций, о чем выносят решения (пп. "а" п. 24 ПП 1100);
- глава Роспотребнадзора лично; он определяет категорию риска продукции /товара, о чем выносит соответствующее решение (п. "б" п. 24 ПП 1100).
При отнесении объектов /деятельности/ продукции к категории риска Роспотребнадзору запрещено (по данному вопросу) взаимодействовать с контролируемым лицом (ч. 2 ст. 24 Закона о госконтроле).
Если специального решения в отношении объекта не принималось, он считается отнесенным к категории низкого риска (ч. 4 ст. 24 Закона о госконтроле, п. 26 ПП 1100).
Необходимую информацию (для отнесения объектов /деятельности/ продукции к той или иной категории риска) Роспотребнадзор вправе брать из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий и КНМ, от госорганов и органов МСУ и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, по результатам предоставления госуслуг, из обращений организаций, ИП, иных граждан и организаций, из сообщений СМИ (ч. 1 ст. 24 Закона о госконтроле).
Контролируемое лицо вправе подать в Роспотребнадзор заявление об изменении категории риска осуществляемой ими деятельности и (или) используемым ими производственным объектам в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска (ч. 6 ст. 24 Закона о госконтроле). Реквизиты такого заявления установлены п. 33 ПП 1100, оно рассматривается Роспотребнадзором в течение 15 рабочих дне со дня получения заявления, и по итогам либо меняют категорию риска, либо отказывают в этом (абз. 10 п. 33 ПП 1100), о чем в течение еще 3 рабочих дней информирует заявителя обычной почтой или на E-mail (абз. 13 п. 33 ПП 1100). Отказ в изменении категории риска можно обжаловать в порядке, установленном Законом о госконтроле, то есть с обязательным досудебным обжалованием (абз.14 п. 33 ПП 1100).
Пункт 25 ПП 1100 определяет, кто именно из должностных лиц Роспотребнадзора вправе изменить присвоенную ранее категорию риска:
- на более высокую категорию (решение якобы принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска),
- и на более низкую категорию (принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска).
Между тем, п. 24 ПП 1100 предусматривает лишь одно должностное лицо, которое принимает решение об определении категории риска - это главный государственный санитарный врач субъекта РФ в отношении деятельности и объектов и руководитель Роспотребнадзора - в отношении продукции. В связи с этим применение п. 25 ПП 1100 невозможно, и любые решения об изменении риска, полагаем, принимаются теми же лицами, кто присваивает эту категорию первоначально.
На что влияет категория риска?
Категория риска, к которой отнесен конкретный объект / деятельность/ продукция, определяет:
- как часто могут проводиться плановые КНМ у лица, которое владеет таким объектом/ ведет такую деятельность, либо плановые КНМ в отношении продукции;
- и что именно за КНМ это будут (п. 35, п. 37 ПП 1100, письмо Роспотребнадзора от 11.03.2022 N 09-5221-2022-40).
Для некоторых объектов надзора чрезвычайно высокого риска частота плановых КНМ заранее "предустановлена" и не подлежит изменению (п. 36 ПП 1100).
Со сведениями о видах КНМ в зависимости от категории риска и объекта надзора удобнее знакомиться, если они представлены в табличной форме.
категория риска |
объект надзора |
вид КНМ |
периодичность |
чрезвычайно высокий риск (кроме "предустановленных") |
деятельность / здание, иной производственный объект |
выездная проверка документарная проверка рейдовый осмотр выборочный контроль (пп. "а" п. 35 ПП 1100) |
1 раз в год |
продукция |
любые (п. 37 ПП 1100, см. письмо Роспотребнадзора от 11.03.2022 N 09-5221-2022-40) |
||
чрезвычайно высокий риск (с "предустановленной" частотой) |
деятельность по организации отдыха и оздоровления детей |
выездная проверка документарная проверка рейдовый осмотр выборочный контроль (п. 36, пп. "а" п. 35 ПП 1100) |
2 раза в год |
"детский" общепит в образовательных организациях |
2 раза в год |
||
воспитание, обучение, уход и присмотр за детьми |
2 раза в год |
||
оказание услуг по отдыху, оздоровлению предоставлению мест временного проживания |
2 раза в год |
||
оказание социальных, медицинских услуг |
2 раза в год |
||
деятельность детских лагерей на время каникул |
1 раз перед началом каникул и 1 раз во время каникул |
||
высокий риск |
деятельность / здание, иной производственный объект |
выездная проверка документарная проверка рейдовый осмотр выборочный контроль (пп. "б" п. 35 ПП 1100) |
один раз в 2 года |
продукция |
любые (п. 37 ПП 1100, см. письмо Роспотребнадзора от 11.03.2022 N 09-5221-2022-40) |
||
значительный риск |
деятельность / здание, иной производственный объект |
выездная проверка документарная проверка рейдовый осмотр выборочный контроль (пп. "в" п. 35 ПП 1100) |
один раз в 3 года |
продукция |
любые (п. 37 ПП 1100, см. письмо Роспотребнадзора от 11.03.2022 N 09-5221-2022-40) |
один раз в 3 года |
|
средний риск |
деятельность / здание, иной производственный объект |
выездная проверка документарная проверка рейдовый осмотр выборочный контроль (пп. "г" п. 35 ПП 1100) |
один раз в 4 года |
продукция |
не проводятся! (п. 37 ПП 1100) |
||
умеренный риск |
деятельность / здание, иной производственный объект |
выездная проверка документарная проверка рейдовый осмотр выборочный контроль (пп. "д" п. 35 ПП 1100) |
один раз в 6 лет |
продукция |
не проводятся! (п. 37 ПП 1100) |
||
низкий риск |
деятельность / здание, иной производственный объект |
не проводятся! (п. 37, пп. "е" п. 35 ПП 1100) |
|
продукция |
Мораторий на плановые проверки
В начале 2022 года был введен мораторий на плановые контрольно надзорные мероприятия (КНМ) субъектов малого предпринимательства (см. постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520). Однако с 10 марта и до конца 2022 года действует гораздо более могущественный мораторий на плановые и (внеплановые КНМ), в том числе в рамках санитарно-эпидемиологического надзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336). Так, в плановом порядке с 10.03.2022 по 31.12.2022 можно проводить ранее запланированные КНМ в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (пп. "а" п. 2 Постановления N 336):
- детсады и школы;
- детские санатории, лагеря, базы отдыха и т.п.;
- "детский" общепит;
- роддома и перинатальные центры;
- дома-интернаты, дома инвалидов и т.п. (все социальные услуги с обеспечением проживания);
- вся деятельность по водоподготовке и водоснабжению.
Кроме того, с 10 марта по 31 декабря 2022 г. все внеплановые санитарные КНМ могут проводиться только по некоторым основаниям, в том числе в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, угрозы обороне и безопасности государства, по поручению Президента РФ, премьер-министра и вице-премьеров, по требованию прокурора, а также при выявлении индикаторов риска на объектах чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения ЧС (п. 3 Постановления N 336).
Как узнать "свою" категорию риска?
Роспотребнадзор должен вести перечень объектов контроля каждой категории риска (ч. 2 ст. 16 Закона о госконтроле), включение объектов контроля в перечни осуществляется на основе решения об отнесении к категории риска (п. 27 ПП 1100). Следовательно, о "своей" категории можно просто спросить (см. п. 32 ПП 1100). Кроме того, на официальном сайте центрального аппарата Роскомнадзора должна быть размещена сводная информация об объектах контроля с указанием категорий риска, категорирование которых проводилось в том числе территориальными органами (письмо Минэкономразвития России от 10.11.2021 N Д24и-35227, п. 28 ПП 1100). Реестр объектов контроля представлен по адресу https://risk.rospotrebnadzor.ru/risk2/ (письмо Роспотребнадзора от 12.09.2022 N 09-16599-2022-40), правда, он представляет собой не открытый перечень, а форму для поиска объекта внутри реестра. Юридическое лицо или ИП могут использовать для поиска свои ИНН, ОГРН, а для поиска среди объектов контроля - "продукции" необходимо внести точное название соответствующей группы товаров, например, "мясо и мясные продукты" (чрезвычайно высокий риск), молоко (чрезвычайно высокий риск) и т.п., в том числе - игрушки, зерно и зернопродукты, мед, пищевые добавки, хлебобулочные изделия, рыба, упакованная вода, птица и птицеводческие продукты, кондитерские изделия, грибы, продукция общепита, печатная продукция, табачная продукция, продукция диетического питания.
Контролируемые лица могут также заявить в Роспотребнадзор (электронно или в бумажном виде) том, что необходимо изменить категорию риска, присвоенную им ранее (ч. 6 ст. 24 Закона о госконтроле, п. 33 ПП 1100). Если заявление обосновано, и, действительно, имеются основания для изменения категории риска, Роспотребнадзор в течение недели обязан принять решение об изменении категории (ч. 5 ст. 24 Закона о госконтроле; абз. 10 п. 33 ПП 1100 устанавливает срок, который втрое длиннее законного срока).
Отказ в изменении категории риска или "неправильное" изменение можно обжаловать - сначала в сам Роспотребнадзор (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, абз. 14 п. 33 ПП 1100), и только затем, если проблема не решена, - в суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах