Контроль за применением ККТ
Смотрите в этом материале:
- об изменениях в регулировании контроля за применением ККТ с 01.03.2022;
- предмет контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ;
- контролирующий орган и контролируемые лица;
- полномочия должностных лиц налогового органа по контролю за применением ККТ;
- мероприятия, проводимые в рамках контроля за применением ККТ;
- периодичность проведения проверок применения ККТ;
- ограничения в 2022 году на проведение контроля за применением ККТ
Изменения в регулировании контроля за применением ККТ с 01.03.2022
До 1 марта 2022 года организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, регулировались Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон 54-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами (ч. 7 ст. 138 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ, далее - Закон N 170-ФЗ).
С 1 марта 2022 года контроль за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ перестал быть самостоятельным видом контроля деятельности субъектов предпринимательства и относится к федеральному государственному контролю (надзору) (ч. 7 ст. 138, ст. 60 Закона N 170-ФЗ, письмо ФНС России от 14.01.2022 N АБ-4-20/265@).
Организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ за применением ККТ регулируется теперь Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) - это деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий этих органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения нарушений (ч. 1 ст. 1 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 248-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона 54-ФЗ Правительством РФ утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (см. постановление от 28.02.2022 N 272, далее - Положение 272), которое вступило в силу с 05.03.2022. Положением определены: предмет и объект контроля (надзора), контрольный (надзорный) орган и контролируемые лица, виды проводимых мероприятий и их особенности, а также особенности оформления результатов проведенных мероприятий и порядок их обжалования.
Предмет контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ
Предметом государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ являются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (ст. 7 Закона N 54-ФЗ).
Объектом государственного контроля (надзора) является деятельность контролируемых лиц (п. 7 Положения 272).
В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ в части ведения реестра ККТ и реестра фискальных накопителей, а также выдачи и аннулирования разрешений на обработку фискальных данных. В этом случае налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием ККТ и фискальных накопителей установленным требованиям (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ).
Контролирующий орган и контролируемые лица
Данный вид контроля по-прежнему осуществляется ФНС России и ее территориальными налоговыми органами (п. 1 ст. 7 Закона 54-ФЗ, п. 1 Положения 272).
Контролируемыми лицами являются:
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в РФ, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, при которых в соответствии с законодательством РФ контрольно-кассовая техника может не применяться;
- операторы фискальных данных, экспертные организации и изготовители.
Полномочия должностных лиц налогового органа по контролю за применением ККТ
Согласно пп. 2 и 3 Положения 272 должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля за применением ККТ, в том числе на проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
- руководитель, заместитель руководителя ФНС России или ее территориальных органов;
- должностные лица ФНС или ее территориальных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий федерального государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Правом принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий наделены руководитель, заместитель руководителя ФНС России, а также руководитель, заместитель руководителя территориального налогового органа (п. 2 Положения 272).
Должностные лица налогового органа при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными ч. 2 ст. 29 Закона N 248-ФЗ, а также правами, установленными ст. 7 Закона 54-ФЗ (п. 4 Положения 272).
Установленные п. 2 ст 7 Закона 54-ФЗ полномочия налоговых органов не изменились. Разница лишь в том, что теперь налоговые органы проводят контрольные (надзорные) мероприятия, а не проверки. При осуществлении контроля и надзора за применением ККТ и контроля за полнотой учета выручки налоговые органы (как и ранее):
- ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проводят анализ данных;
- осуществляют наблюдение за применением ККТ;
- проводят контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) в отношении применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также контрольные (надзорные) мероприятия в отношении осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки), а также по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях;
- проводят контрольные (надзорные) мероприятия в отношении оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки;
- проводят контрольные (надзорные) мероприятия в отношении правильности учета наличных денег при применении ККТ;
- запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ;
- получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе ККТ;
- получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
- выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ.
При осуществлении функций, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ, налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности (п. 2 и п. 5 ст. 7 Закона N 54-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 29 Закона N 248-ФЗ инспектор при проведении контрольных (надзорных) мероприятий имеет право (но только в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий):
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением о проведении КНМ, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
- знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении КНМ, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
- знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему КНМ;
- составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении КНМ, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению КНМ;
- выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
- обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
- совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.
Кроме того, в рамках межведомственного информационного взаимодействия налоговые органы вправе передавать сведения о расчетах, определенных установленным перечнем, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Перечень таких сведений утвержден приказом ФНС России от 17.12.2020 N ЕД-7-20/922@.
При этом на налоговые органы возложена обязанность информировать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ (п. 7 ст. 7 Закона 54-фз).
Должностные лица налогового органа при проведении проверок должны соблюдать ограничения и выполнять предусмотренные законодательством обязанности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных полномочий и обязанностей они несут ответственность по ст. ст. 19.6.1 КоАП РФ (п. 4 Положения).
Мероприятия, проводимые в рамках контроля за применением ККТ
При осуществлении госконтроля налоговыми органами проводятся профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия.
Согласно положениям ст. 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
К профилактическим мероприятиям относятся (п. 11 Положения 272):
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований осуществляется теперь налоговыми органами посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а не только проверок (ч. 4 ст. 56 Закона N 248-ФЗ).
Из перечня возможных контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ), определенного ч. 4 ст. 56 Закона N 248-ФЗ, налоговые инспекторы вправе проводить только 5 видов КНМ, определенных в п. 18 Положения 272:
- контрольная закупка;
- документарная проверка;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование;
- выездная проверка.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом на основании заданий руководителя ФНС России или ее территориального налогового органа (или его заместителя). Принятие решений о проведении таких КНМ не требуется (ч. 3 ст. 56 Закона N 248-ФЗ, п. п. 19-20 Положения 272).
В рамках каждого из КНМ инспектор может проводить различные контрольные (надзорные) действия, перечень которых для каждого КНМ установлен Положением 272 (см. ч. 2 ст. 65 Закона N 248-ФЗ, п.п. 23-29 Положения 272).
Подробности проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий смотрите в отдельных материалах.
Периодичность проведения проверок применения ККТ
При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (п. 1 ст. 7 Закона 54-ФЗ).
Все проводимые в рамках контроля за применением ККТ контрольно-надзорные мероприятия (КНМ) являются внеплановыми, об их проведении контролируемое лицо не уведомляется (п. 2.2 ст. 7 Закона 54-ФЗ).
Ограничения в 2022 году на проведение контроля за применением ККТ
С 10 марта 2022 г. в связи с антироссийскими санкциями постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) введены следующие ограничения:
1) Запрет на внеплановые проверки и КНМ в 2022 году.
Под данный запрет не попали внеплановые проверки за использованием ККТ, которые могут проводиться исключительно по решению руководителя ФНС (или его заместителя) и только с санкции прокурора (кроме внезапной контрольной закупки, в которую трансформируется выездное обследование) (абз. восьмой пп. "а" п. 3 постановления N 336.
2) Начатые до 1 марта 2022 г. и не завершенные на момент вступления в силу Постановления N 336 КНМ, контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с данным постановлением, полежали завершению в порядке, предусмотренном п. 6 Постановления N 336 (п. 5 Постановления N 336).
Поскольку с 01.03.2022 к организации и осуществлению контроля за применением ККТ применяются положения Закона N 248-ФЗ, проверки соблюдения законодательства РФ о применении ККТ, начатые до 1 марта 2022 г. и не завершенные на момент вступления в силу Постановления N 336, полежали завершению в порядке, предусмотренном п. 6 Постановления N 336 (см. письмо Минэкономразвития России от 07.04.2022 N Д24и-10329).
3) По результатам контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием предписание об устранении нарушений может быть выдано только в случае выявления нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 постановления N 336).
Поэтому при выявлении нарушений, не соответствующих положениям абз. 2 п. 7 Постановления N 336, такие нарушения фиксируются в акте проведенного мероприятия, но предписание не выдается. При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
4) Не допускается возбуждение должностными лицами налоговых органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом (п. 9 Постановления N 336, письмо Минэкономразвития России от 07.04.2022 N Д24и-10329, письмо ФНС России от 19.04.2022 N АБ-4-20/4732@).
Особенности осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренные постановлением Правительства N 336, не распространяются на:
- контроль за соблюдением платежными агентами (банковскими платежными агентами) обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета)
- контроль по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей.
Их проведение предусмотрено Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и не регулируется нормами Закона N 248-ФЗ (п. 9 ч. 4 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, письма Минэкономразвития России от 07.04.2022 N Д24и-10329, ФНС России от 19.04.2022 N АБ-4-20/4731@).
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой
Порядок работы с онлайн-ККТ. Требования к кассовой технике
Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ
Бухгалтерский учет получения наличной денежной выручки через ККТ
Проверки применения ККТ (до 28.02.2022)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах