Процедура контрольной закупки Роспотребнадзора
Смотрите в этом материале:
- "заведение" закупки в ЕРКНМ;
- проведение закупки в традиционном магазине;
- проведение закупки через Интернет (или по почте, или по телефону);
Контрольная закупка - это контрольное (надзорное) мероприятие (КНМ), которое Роспотребнадзор вправе проводить исключительно в рамках надзора в области защиты прав потребителей (абз. 2 п. 22 ПП 1005), в ходе которого проводятся всего 2 контрольных (надзорных) действия - осмотр и эксперимент (ч. 3 ст. 67 Закона о госконтроле, п. 25 ПП 1005). Суть закупки - посмотреть "глазами потребителя" на то, как происходит продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, для чего инспектор тайно, под видом посетителя, является к проверяемому лицу или совершает покупку онлайн (ч. 1 ст. 67 Закона о госконтроле).
Роспотребнадзор проводит также и мониторинговые закупки (в рамках санитарного и "потребительского" видов надзора), однако это совершенно иное КНМ, цель которого, в конечном итоге, - проверка качества товара/услуги (ст. 68 Закона о госконтроле). Кроме того, контрольную закупку нельзя путать с проверочной закупкой - проверочной является такая закупка, которую сотрудники МВД проводят в рамках оперативно-разыскных мероприятий с целью, как правило, проверки сообщения о преступлении (п. 4 ст. 6 Закона об ОРД, см. также материал "Проверочная закупка").
Поскольку данное КНМ проводится исключительно в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей, то закупки могут быть только внеплановыми (п. 21 ПП 1005). Основания для закупки (и иного КНМ с взаимодействием в рамках надзора в сфере прав потребителей) перечислены в п. 23 ПП 1005:
- наличие у Роспотребнадзора сведений об угрозе причинения/о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление индикатора риска нарушения обязательных требований;
- поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении КНМ в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения предписания Роспотребнадзора об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.
Подробнее об основаниях для проведения КНМ в материале "Основания для проверок Роспотребнадзора".
Выносится Решение о проведении контрольной закупки по типовой форме, установленной приложением N 8 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. Подробнее об оформлении Решения - см. в отдельном материале.
Оформление КНМ "контрольная закупка" в Едином реестре КНМ
Как правило, любые КНМ сначала оформляются и получают учетный номер в Едином реестре КНМ, а потом уже проводятся, потому что проведение КНМ, информации о которых нет в ЕРКНМ на момент начала их проведения, запрещено (ч. 5 ст. 19, ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле). Однако при организации контрольной закупки все зависит от того, проводится ли она непосредственно у контролируемого лица "офлайн", или дистанционно:
- традиционная контрольная закупка сначала "заводится" в ЕРКНМ, получает уникальный учетный номер (подробнее см. в отдельном материале), после чего инспектор приступает к ее осуществлению;
- дистанционная контрольная закупка предполагает, что информация о её проведении осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки в ЕРКНМ не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки (п. 1 ч. 10 ст. 67 Закона о госконтроле).
Проведение контрольной закупки, не учтенных в ЕРКНМ, является грубым нарушением (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- предписания и штрафы, вынесенные по итогам такого КНМ, должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, который проводил закупку, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторная контрольная закупка в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Согласование контрольной закупки с прокурором
Согласовывать контрольную закупку с прокуратурой, согласно ч. 11 ст.67 Закона о госконтроле, необходимо лишь в некоторых случаях, в зависимости от основания, в связи с которым организуется и проводится контрольная закупка:
необходимость согласования |
основания для проведения закупки |
нужно согласовывать у прокурора |
наличие у Роспотребнадзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление индикатора риска (п. 1 ч.1 ст. 57 Закона о госконтроле) |
проведение повторной закупки после отмененной ранее (ч.3 ст. 91 Закона о госконтроле) | |
не нужно согласовывать у прокурора |
поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц (п. 3 ч.1 ст. 57 Закона о госконтроле) |
требование прокурора (о проведении КНМ) в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 4 ч.1 ст. 57 Закона о госконтроле) | |
истечение срока исполнения предписания (п. 5 ч.1 ст. 57 Закона о госконтроле) | |
наличие у Роспотребнадзора сведений о такой непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, что Роспотребнадзор вынужден принять неотложные меры по ее предотвращению и устранению (в таком случае КНМ начинается незамедлительно (в течение первых суток после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры) (ч.12 ст. 66 Закона о госконтроле) |
Роспотребнадзор не вправе провести контрольную закупку как незамедлительный "второй" этап выездного обследования (ч. 7 ст. 75 Закона о госконтроле), потому что ПП 1005 не предусматривает такой возможности.
Проведение несогласованного с прокуратурой КНМ (если его надо было согласовать) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности") должны быть отменены - либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- если это нарушение выявлено в самом Роспотребнадзоре, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Предупреждать контролируемое лицо о контрольной закупке заранее запрещено (ч. 5 ст. 67 Закона о госконтроле).
Тайный покупатель (контрольная закупка офлайн)
Вооружившись бумажной копией или электронным решением о проведении контрольной закупки, инспектор под видом обычного посетителя приходит в магазин (парикмахерскую, ателье, ресторан и т.п.) и совершает сделку - приобретает товары/ работы/ услуги. Эта инсценировка - не что иное, как контрольное действие "эксперимент" с использованием тест-ситуации, в ходе которой возможно оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований (ч. 1 и ч. 2 ст. 85 Закона о госконтроле, п. 39 ПП 1005).
"Закупаться" инспектор либо приходит не один (а с коллегами или двумя свидетелями), либо вооружается видеокамерой и снимает все, что происходит (ч. 4 ст. 67 Закона о госконтроле). К участию в закупке инспектор Роспотребнадзора может привлечь специалиста (абз.4 п. 39 ПП 1005). Помимо видеозаписи, разрешены аудиозапись и фотосъемка (ч. 4 ст. 67 Закона о госконтроле).
В ходе контрольной закупки инспектор вправе также осмотреть (например, товары) без вскрытия упаковки (п. 1 ч. 3 ст. 67, ч. 1 ст. 76 Закона о госконтроле).
После того, как инспектор завершит сделку по приобретению товаров /услуг:
1. инспектор объявляет о проведении контрольной закупки,
2. инспектор предъявляет контролируемому лицу, его представителю служебное удостоверение,
3. инспектор предъявляет контролируемому лицу, его представителю копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа (ч. 7 ст. 67 Закона о гоконтроле);
4. инспектор возвращает покупку контролируемому лицу - если это возможно, и если продукция не утратила потребительские свойства (ч. 9 ст. 67 Закона о госконтроле),
5. контролируемое лицо возвращает средства, уплаченные инспектором, - если инспектор заплатил наличными, то возвращаются наличные, а если инспектор совершил электронный платеж, то совершаются необходимые действия по возврату перечисленных денежных средств на счет, с которого производилась оплата продукции / работы / услуги, оказанной в ходе контрольной закупки (ч. 8 ст. 67 Закона о госконтроле);
Если приобретенная инспектором продукция (товар) утратила свои потребительские свойства, если контролируемое лицо понесло расходы в связи с выполнением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки, то денежные средства инспектору не возвращаются (ч. 8 ст. 67 Закона о госконтроле), а инспектор не возвращает купленный товар (ч. 9 ст. 67 Закона о госконтроле).
6. инспектор составляет Акт контрольной закупки.
Тайный заказчик (дистанционная контрольная закупка)
Инспектор Роспотребнадзора вправе провести дистанционную контрольную закупку - то есть с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов (ч. 2 ст. 67 Закона о госконтроле).
После осуществления дистанционной сделки инспектор (ч. 10 ст. 67):
- не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки делает объявление о том, что имела место дистанционная контрольная закупка. Это объявление осуществляется путем размещения в ЕРКНМ копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки;
- возвращает продавцу / исполнителю купленные товары, если возврат возможен исходя из характера продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги);
- и если возврат оказался возможен исходя из характера продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги, то продавец /исполнитель обязан незамедлительно вернуть денежные средства, перечисленные ему в ходе закупки.
Окончание КНМ "Контрольная закупка" и оформление Акта закупки, предписания
После окончания контрольной закупки инспектор должен сделать вывод о соблюдении либо несоблюдении законодательства о защите прав потребителей и оформить Акт контрольной закупки (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 8 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. В нем описывается нарушение обязательных требований (если выявлено): какое именно, каким НПА и какой статьей / пунктом / подпунктом этого НПА установленное. Если нарушение устранили до окончания контрольной закупки, в Акте это должно быть отражено (а дополнительно - указано в ЕРКНМ, см. ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле). Никаких документов и объяснений (которые доказывали бы факт нарушения или соблюдения) во время контрольной закупки не собираются (у инспектора попросту нет на это никаких полномочий), к Акту, следовательно, не прилагаются. Предписание - если оно выдано по итогам КНМ - не является приложением к Акту и оформляется после подписания Акта (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). Акт составляется по месту проведения закупки, то есть в магазине - если совершалась офлайн-сделка, и в Роспотребнадзоре - при дистанционной контрольной закупке (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле).
После составления Акта он предъявляется продавцу/ исполнителю: после офлайн-закупки сразу на месте (ч. 1 ст. 88 Закона о госконтроле), после дистанционной - вероятно, путем опубликования в ЕРКНМ и также способами, предусмотренными традиционно - почтой или через ЛК на госуслугах (ч.2 ст. 88 Закона о госконтроле). Важно: продавец /исполнитель обязан этот Акт закупки подписать - тем же способом, каким Акт изготовлен (ч. 3 ст. 88 Закона о госконтроле). В ЕРКНМ отражается факт ознакомления контролируемого лица с результатами контрольной закупки (строка 8 сведений об акте КНМ в приложении к ПП 604).
Непредставление Акта контрольной закупки для ознакомления и подписания - грубое нарушение (п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), которое влечет несколько важных последствий:
- предписания и штрафы, вынесенные по ее итогам, должны быть отменены либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторная контрольная закупка в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле, письмо Минэкономразвития России от 31.08.2021 N ОГ-Д24-6824);
- должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Если в акте зафиксированы нарушения обязательных требований - инспектор обязан после оформления Акта закупки выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). Максимальный срок выдачи предписания Законом о госконтроле не установлен. Подробнее о предписании см. в отдельном материале.
Если нарушений не выявлено - инспектор может, хотя и не обязан, выдать рекомендации или провести иные профилактические мероприятия (см. ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле).
Как долго может длиться контрольная закупка?
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона о госконтроле, срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется "подложная" сделка, при этом срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановой контрольной закупки не может превышать один рабочий день (ч. 4 ст. 65 Закона о госконтроле).
Превышение срока закупки является грубым нарушением (п. 8 ч. 2 ст. 91, см. также п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- предписания и штрафы, вынесенные по её итогам, должны быть отменены либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторная контрольная закупка в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Административная ответственность по итогам контрольной закупки
Если Акт контрольной закупки зафиксировал нарушение обязательных требований или неисполнение ранее выданного предписания, то должностное лицо Роспотребнадзора в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ - на основе Акта - составит протокол об административном правонарушении (может быть, даже в день составления акта) по соответствующей статье КоАП РФ (см. Перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица Роспотребнадзора), после чего санитарный врач, его заместитель или суд (в зависимости от обстоятельства) рассмотрит протокол и вынесет постановление о наказании (или о прекращении дела, если к тому будут основания, см. ст. 29.9 КоАП РФ).
Подробнее о процедуре привлечения к административной ответственности см.:
- Рассмотрение Роспотребнадзором дела об административном правонарушении.
С 25.07.2022 тот инспектор, который непосредственно участвовал в проведении контрольной закупки и возбудил дело об административном правонарушении по результатам этого же КНМ, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ).
Обжалование результатов контрольной закупки
Все результаты контрольной закупки - акт, предписание, - а также действия/бездействие инспектора, могут быть предметом обжалования, как досудебного (ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле), так и судебного:
- действия, бездействие, Акт закупки и предписание - только после досудебного обжалования (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 20 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663);
- штрафы или административное приостановление деятельности - в порядке КоАП РФ.
Обжалование Акта контрольной закупки
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте, они вправе направить жалобу в Роспотребнадзор (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 42 ПП 1005).
Судебное обжалование результатов любых КНМ Роспотребнадзора, минуя предварительную жалобу в Роспотребнадзор, запрещено (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 20 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663).
Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается:
- исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг,
- причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин), но с 01.10.2022 по 31.12.2029 жалобу (и организации, и гражданина) можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре Портала госуслуг, или простой электронной подписью физического лица, как ИП, так и действующего от имени юрлица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием ФГИС Портал госуслуг, см. п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Срок подачи жалобы пока не определен однозначно (см. ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле), по мнению Минэкономразвития, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965, см. также абз. 4 п. 43 ПП 1005), обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле). До момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле).
В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле.
Рассматривают жалобу долго - почти месяц, 20 рабочих дней со дня регистрации, срок рассмотрения могут увеличить "в исключительных случаях" (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле).
По результатам рассмотренной жалобы выносится решение, которое либо оставляет жалобу без удовлетворения, либо отменяет Акт полностью или частично (ч. 6 ст. 43 Закона о госконтроле), решение направляется в личный кабинет контролируемого лица (не представителя!) на портале госуслуг в течение суток после принятия (ч. 7 ст. 43 Закона о госконтроле).
Судебное обжалование
После этого - если результат досудебного обжалования не устроил - можно идти в суд (ч. 2 ст. 189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ), однако есть шанс, что арбитражные суды будут просто прекращать подобное дело на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку Акт контрольной закупки или иного КНМ носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности (см. например, определение ВС РФ от 29.07.2019 N 305-ЭС19-11401, постановления АС Московского округа от 26.09.2017 N Ф05-13303/17, Первого ААС от 31.07.2017 N 01АП-2360/17, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16).
Суды общей юрисдикции относятся к таким делам лояльнее и могут рассмотреть их по существу (определения Пермского краевого суда от 25.10.2017 по делу N 33а-12597/2017, Омского облсуда от 06.07.2016 по делу N 33а-6551/2016, Брянского облсуда от 14.01.2016 по делу N 33а-238/2016, противоположную позицию см. в определении Мосгорсуда от 16.08.2019 по делу N 33а-4609/2019).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах