Процедура мониторинговой закупки Роспотребнадзора Смотреть в данном материале: - начало мониторинговой закупки; - согласование с прокуратурой; - осмотр; - обследование с применением техники; - отбор проб и экспертиза/ испытание; - документарная часть мониторинговой закупки; - срок проведения мониторинговой закупки; - штраф; Мониторинговая закупка - это закупка товара/услуги под видом обычного посетителя с тем, чтобы затем отправить приобретенный товар на исследования и получить заключение о качестве товара (ч. 1 ст. 68 Закона о госконтроле). На мониторинговую закупку очень похоже другое КНМ - выборочный контроль, во время которого инспектор ничего не закупает, а сразу осматривает, инструментально обследует и, если необходимо, берет пробы продукции или других объектов КНМ (ч. 1 ст. 69 Закона о госконтроле). Подробнее о нём см. отдельный материал. Кроме того, мониторинговую закупку можно спутать с контрольной закупкой, это КНМ проводится Роспотребнадзором в рамках надзора за соблюдением прав потребителей, и в рамках такого КНМ инпектор будет проверять именно деятельность продавца (см. о ней отдельный материал). Роспотребнадзор вправе проводить мониторинговую закупку только в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей (п. 22 ПП 1005) и в рамках санитарно-эпидемиологического надзора, причем это санитарное КНМ может проводиться исключительно в отношении объектов надзора - продукции (пп. "а" п. 39 ПП 1100), это значит, что деятельность продавца проверять в рамках закупки не будут. В ПП 1019 такое КНМ не предусмотрено, а указание конкретного КНМ в положении о надзоре является обязательным для его проведения, этого требует ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле. Предмет "санитарно-эпидемиологического" мониторинговой закупки подробно описан в п. 3 ПП 1100, "потребительского" - в пп. "б" п. 4 ПП 1005. Кроме того, в период с 21.10.2023 по 31.12.2024 Роспотребнадзор вправе - при строго определенных условиях - проводить мониторинговую закупку немедленно после проведения выездного обследования, проведенного на предмет оценки соблюдения обязательных требований к розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов, электронных сигарет и прочих устройств для потребления никотинсодержащей продукции (см. п. 11.9 и Приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 N 336). Такая закупка имеет свои особенности, подробнее о ней - в отдельном материале.
С чего начинается мониторинговая закупка?
КНМ " Мониторинговая закупка", как и другие КНМ с взаимодействием, начинается с того, что
I
Появляется подходящее "внеплановое" основание для её проведения, потому что и в рамках санэпиднадзора, и в рамках надзора за соблюдением прав потребителей мониторинговая закупка может быть только внеплановой; подробнее об основаниях для проведения КНМ см. в материале "Основания для проверок Роспотребнадзора". Обратим внимание, что согласно п. 72 ПП 1100 КНМ Мониторинговая закупка ("санитарная") не может проводиться по требованию прокурора, в рамках прокурорского надзора, о проведении КНМ. Однако это не согласуется с п. 1 ч. 1 ст. 63 Закона о госконтроле, который не ограничивает прокурора в свободном выборе вида запрашиваемого КНМ. Кроме того, п. 83 ПП 1100 упоминает "программу проверок", но Роспотребнадзор признал, что данное основание попало в текст ПП 1100, фактически, по ошибке и не применяется (см. письмо от 23.12.2021 N 09-29460-2021-40);
II
Выносится Решение о проведении мониторинговой закупки по типовой форме, установленнойприложением N 2 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. В это решение обязательно включаются сведения о товарах (работах, об услугах), подлежащих приобретению в ходе ее проведения, способах их закупки и оплаты (п. 6 типовой формы, абз.2 п. 63 ПП 1100). Подробнее об оформлении Решения см. в материале "Оформление Решения о проведении КНМ /задания на проведение КНМ";
III
Мероприятие "Мониторинговая закупка" "заводится" в ЕРКНМ, получает уникальный учетный номер (подробнее см. в материале "Заведение проверки в ЕРКНМ"); ВниманиеПроведение мониторинговой закупки, не учтенной в ЕРКНМ, является грубым нарушением (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - предписания и штрафы, вынесенные по итогам такого КНМ, должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, которое провело это КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторная мониторинговая закупка у того же контролируемого лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица управлением Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). IV. Согласование в прокуратуре
В необходимых случаях мониторинговую закупку согласовывают у прокурора (ч. 12 ст. 69 Закона о госконтроле), как согласовывают и в каких именно случаях - см. в материале "Согласование КНМ в прокуратуре". ВниманиеПроведение мониторинговой закупки, не согласованной с прокуратурой (если надо было), является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и штрафы должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, которое провело такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторная мониторинговая закупка у того же контролируемого лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим управлением Роспотребнадзора, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ); V. (Не) предупреждение о предстоящем КНМ
О проведении мониторинговой закупки контролируемые лица не уведомляются (ч. 5 ст. 68 Закона о госконтроле).
VI. Инспектор на пороге
После прохождения всех вышеуказанных формальностей инспектор Роспотребнадзора приступает к, собственно, проверочным действиям и приезжает на объект - место проведения мониторинговой закупки, то есть место хранения, применения (эксплуатации) или реализации продукции /товаров - главных объектов мониторинговой закупки. Проводить мониторинговую закупку вправе исключительно должностное лицо самого Роспотребнадзора, а должностные лица из подведомственных Роспотребнадзору госучреждений таких полномочий не имеют! (ч. 2 ст. 26 Закона о госконтроле, п.п. 53, 61 ПП 1100, п. 35 ПП 1005, письма Роспотребнадзора от 21.01.2022 N 09-1552-2022-40, Минэкономразвития России от 22.12.2021 N ОГ-Д24-9490). Перед тем как начать свои контрольные/ надзорные действия (КНД - осмотр, обследование и т.п.), инспектор обязан: - предъявить свое служебное удостоверение и - электронный подлинник или заверенную в установленном порядке копию Решения о проведении мониторинговой закупки, причем в этом Решении должны быть ФИО именно этого инспектора, а не его коллеги, - сообщить учетный номер мероприятия в ЕРКНМ (ч. 7 ст. 65 Закона о госконтроле). Если вместе с инспектором приехали эксперты или специалисты или работники экспертной организации (см. ч. 2 ст. 69 Закона о госконтроле), то ФИО таких эксперта/специалиста, наименование этой экспертной организации должны быть указаны в Решении о проведении КНМ (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле), а инспектор обязан ответить на все вопросы о приехавших с ним экспертах и специалистах - в целях "подтверждения их полномочий" (ч. 9 ст. 65 Закона о госконтроле). Пропустить инспектора и его сопровождающих, показать (кроме жилых помещений) все объекты и помещения, указанные в Решении, - обязанность контролируемых лиц (ч. 7 ст. 69 Закона о госконтроле). Если инспектору мешают работать, он обязан заснять это на видео (применительно к "санитарной" мониторинговой закупке, см. абз.4 п. 89 ПП 1100, а вот п. 34 ПП 1005 этого не требует), а вообще может вызвать в помощь наряд полиции (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закон о госконтроле). Приходит инспектор, как правило, в рабочее для проверяемого объекта время, если, конечно, следование режиму объекта не создаст непреодолимого препятствия для проведения мониторинговой закупки, например, если речь идет о ночном заведении (п. 3 ст. 65 Закона о госконтроле). Если проверяемое лицо не может присутствовать при проведении "санитарного" выборочного контроля, потому что болеет (и есть медицинский документ) либо находится в другом населенном пункте из-за отпуска или командировки, то КНМ переносится (ч. 8 ст. 31 Закона о госконтроле, п. 69 ПП 1100).
Покупка объекта контроля (санитарный надзор, "потребительский" надзор)
Главное, что должен сделать инспектор в ходе КНМ "Мониторинговая закупка", - это закупить объект контроля (например, пакет молока), чтобы затем отправить его на экспертизу: согласно п. 73, п. 74 ПП 1100, мониторинговая закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с контролируемыми лицами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям; мониторинговая закупка может проводиться способами, которые исключают непосредственный контакт работников контролируемого лица с потребителем при совершении сделки, в том числе с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи. Если товар предполагается покупать за наличные, то инспектору выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот (п. 75 ПП 1100). Однако контрольное действие, в рамках которого проходит покупка, называется "Экспериментом" и описано в ст. 85 Закона о госконтроле. Закон о госконтроле (п. 3 ч. 3 ст. 68) предполагает, что КНД "Эксперимент" проводится, в том числе, и в ходе мониторинговой закупки, однако Роспотребнадзор не включил КНД "Эксперимент" в перечень действий, которые проводятся в ходе мониторинговой закупки (п. 71 ПП 1100), а следовательно, не имеет полномочий на проведение эксперимента (ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле). Поэтому существует правовая неопределенность в вопросе о том, а вправе ли инспектор Роспотребнадзора купить продукцию в ходе "санитарной" мониторинговой закупки. Что касается мониторинговой закупки в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей, то здесь все в порядке - абз. 4 п. 26 ПП 1005 включает КНД "Эксперимент" в состав КНД, которые проводятся в процессе мониторинговой закупки. После "санитарной" покупки инспектор объявляет о том, что товар был куплен в рамках КНМ, предъявляет свое служебное удостоверение и копию решения о проведении мониторинговой закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа (ч. 7 ст. 68 Закона о госконтроле), после чего составляет Протокол мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров) на инструментальное обследование, испытание или экспертизу в 2 экземплярах, который подписывается всеми лицами, принимающими участие в мониторинговой закупке, и приобщается к акту КНМ (абз. 1 и абз. 4 п. 78 ПП 1100). Форма протокола пока не утверждена. Если предметом закупки был не товар, а работа или услуга, то результат услуги, работы отправляется на экспертизу лишь при необходимости (ч. 8 ст. 68 Закона о госконтроле). Одновременно с этим ч. 11 ст. 68 Закона о госконтроле требует, чтобы продукция (товары), результаты выполненных работ, оказанных услуг, приобретенные в ходе мониторинговой закупки, были возвращены контролируемому лицу (кроме случаев утраты потребительских свойств, запрета на возврат товара и несения исполнителем расходов). ВниманиеДеньги, уплаченные за покупку продукции/работы/услуги в рамках КНМ "Мониторинговая закупка", возвращаются инспектору Роспотребнадзора не сразу после составления протокола мониторинговой закупки, а после осуществления экспертизы! (ч. 10 ст. 68 Закона о госконтроле). Деньги не возвращаются в следующих случаях: - утраты потребительских свойств у приобретенной продукции, результатов выполненных работ, оказанных услуг, - несения организацией, гражданином, в отношении которых проводилась мониторинговая закупка, расходов в связи с выполнением работ или оказанием услуг в рамках мониторинговой закупки, - в случаях, установленных правилами продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. Осмотр объекта
Проведение КНД "Осмотр" в ходе мониторинговой закупки разрешено Законом о госконтроле (п. 1 ч. 3 ст. 68) и Положениями Роспотребнадзора (пп. "а" п. 71 ПП 1100, п. 26 ПП 1005). Осмотр - это визуальное обследование: - территорий; - помещений/отсеков (абз.5 ч. 1 ст. 50 Закона о санэпидблагополучии разрешает осмотр жилья с согласия проживающих в нем граждан, поэтому в рамках санитарного надзора осмотр жилья допустим (см. также письмо Роспотребнадзора от 14.03.2022 N 09-5333-2022-40), однако это не относится к надзору в сфере защиты прав потребителей, см. ч. 4 ст. 76 Закона о госконтроле); - производственных и иных объектов, - продукции (товаров) - и иных предметов. Главное условие - такое визуальное обследование проводится без вскрытия осматриваемых помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ч. 1 ст. 76 Закона о госконтроле). Обследование помещений, транспорта и иных объектов со вскрытием помещений, транспорта, упаковки, удалением пломб, распечатыванием и т.п. называется ДОСМОТРОМ (ст. 77 Закона о госконтроле), но в рамках КНМ "мониторинговая закупка" проводить досмотр нельзя (можно только в рамках КНМ Выездная проверка и КНМ Рейдовый осмотр, см. п.108 и п. 96 ПП 1100, п.п. 29 и 31 ПП 1005), проведение досмотра при КНМ "Мониторинговая закупка" является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет отмену результатов закупки Закон о госконтроле разрешает проводить осмотр без видеозаписи, если в осмотре участвует и контролируемое лицо (ч. 2 ст.76), и разрешает применять фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации в случае необходимости в целях фиксации процесса мониторинговой закупки при ее проведении (ч. 4 ст. 68). Однако абзацы 3, 7, 4 и 5 п. 89 ПП 1100 требуют обязательной аудио-, видеосъемки или фотосъемки в ходе проведения "санитарной" мониторинговой закупки, если: - при ее проведении отсутствует возможность провести оценку соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб, - или отсутствует контролируемое лицо или его представитель; - или проверяемое лицо мешает проведению КНМ, - либо усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности. Инспектор может использовать любую подходящую камеру, хоть на собственном мобильном телефоне, но должен предупредить о том, что начинается запись или фото (абз.9, абз.11 п. 89 ПП 1100, абз. 6 и 7 п. 34 ПП 1005). Аудио- и видеозапись должна идти в ходе осмотра непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи, подробно фиксировать и указывать место и характер выявленного нарушения обязательных требований (абзацы 13 и 14 пп. 89 ПП 1100, абз. 9 п. 34 ПП 1005), а если инспектор делает фото - нужно не меньше двух снимков на каждое нарушение требований санитарных требований (абз.12 п. 89 ПП 1100, абз. 8 п. 34 ПП 1005). Видеофайлы (пленки, фотографии) прикладываются к Акту выборочного контроля (абз.15 п. 89 ПП 1100, абз. 10 п. 34 ПП 1005). Помимо аудио-, видеозаписи, инспектор обязан оформить также протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), и вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов (ч. 3 ст. 76 Закона о госконтроле). Форма протокола осмотра пока не установлена.
Инструментальное обследование
Инспектор Роспотребнадзора может, при наличии такой технической возможности, привезти с собой различные технические приборы (и даже специалиста, который умеет с ними работать), и прямо в месте проведения КНМ измерить важные для предмета проверки параметры; это называется "инструментальным обследованием" (п. 5 ч. 4 ст. 69, ст. 82 Закона о госконтроле, пп. "в" п. 71 ПП 1100, абз. 5 п. 26 ПП 1005), например, измерить расстояние с помощью лазерного дальномера или рулетки, измерить температуру, уровень шума, освещения, радиации и т.п. Что важно: - используемая для обследования техника должна иметь соответствующий сертификат и пройти метрологическую поверку (если применимо, ч. 2 ст. 82); - ч. 3 ст. 82 Закона о госконтроле и п. 86 ПП 1100 требуют наличия допуска к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов у инспектора или специалиста, проводящих обследование (если такой допуск предусмотрен действующим законодательством, см. письмо Минэкономразвития России от 31.08.2021 N ОГ-Д24-6803); - в ходе инструментального обследования могут применяться оборудование, государственные и иные информсистемы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации (абз. 3 п. 84 ПП 1100, п. 38 ПП 1005); - по результатам обследования составляется протокол, в котором указываются дата, место, ФИО инспектора или специалиста, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые спецоборудование и приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования. Этот протокол может составить и не инспектор, а специалист! (ч. 4 ст. 82 Закона о госконтроле). Форма протокола инструментального обследования пока не разработана. Протокол инструментального обследования представляется контролируемому лицу в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования (ч. 8 ст. 69 Закона о госконтроле).
Экспертиза или испытание без отбора проб / образцов
Ни Закон о госконтроле (ч. 3 ст. 68), ни ПП 1100 (п. 71), ни ПП 1005 (п. 36) не предполагают, что КНД "Отбор проб, образцов" проводится в ходе мониторинговой закупки. Таким образом, отбирать пробы во время мониторинговой закупки явно не разрешено. Однако ч. 9 ст. 68 Закона о госконтроле устанавливает, что экспертиза продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг по результатам мониторинговой закупки осуществляется в порядке, установленном положением о виде контроля, а п. 77 ПП 1100 предусматривает именно отбор образцов в рамках "санитарной" мониторинговой закупки. Таким образом, отбирать образцы*(1) в рамках "санитарной" мониторинговой закупки, вероятно, можно, а в рамках "потребительской" на экспертизу, очевидно, нужно отправлять целиком продукцию, приобретенную в ходе закупки, без отбора проб, и ставить перед экспертом экспертное задание, предусмотренное п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 84 Закона о госконтроле. Закупленная продукция или пробы затем отправляется (п. 7, п. 6 ч. 3 ст. 68 Закона о госконтроле): - на экспертизу (ст. 84 Закона о госконтроле), которую Роспотребнадзор поручает провести эксперту или экспертной организации, и которая завершается оформлением экспертного заключения (ч. 9 ст. 84 Закона о госконтроле, абз. 7 п. 88 ПП 1100). Экспертиза не обязательно проводится в какой-то далекой лаборатории - эксперт, если позволяют обстоятельства, может провести ее по месту нахождения контролируемого лица (абз. 6 п. 88 ПП 1100, абз.3 п. 38 ПП 1005). Важно - экспертиза в рамках санэпиднадзора проводится аккредитованными в национальной системе аккредитации ФГБУ и ФГУП, подведомственными Роспотребнадзору (абз. 8 п. 88 ПП 1100), в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей - аккредитованными в национальной системе аккредитации экспертными организациями (ч. 2 ст. 33 Закона о госконтроле); - либо на испытание (ст. 83 Закона о госконтроле), которое проводится в подразделении Роспотребнадзора, самим инспектором или специалистом, у которых есть допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов (ч. 2 ст. 83 Закона о госконтроле), и которое завершается оформлением протокола испытания (ч. 3 ст. 83 Закона о госконтроле, п. 87 ПП 1100). Круг экспертных задач обозначен ч. 2 ст. 84 Закона о госконтроле. При назначении экспертизы проверяемое лицо вправе (ч. 5 ст. 84 Закона о госконтроле, п. 88 ПП 1100): - предлагать дополнительные вопросы эксперту, а также уточнять формулировки уже поставленных вопросов; - сообщать в Роспотребнадзор, что у эксперта/экспертной организации есть конфликт интересов (например, эксперт - бывший работник проверяемого лица, его конкурентов или процессуальных оппонентов); - присутствовать при осуществлении экспертизы (только если инспектор разрешит) и давать объяснения эксперту. Заключение экспертизы и протокол испытания по результатам выборочного контроля предоставляются контролируемому лицу, лицу, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров), в течение 24 часов после получения данных испытания или экспертизы (ч. 8 ст. 69, см. также п. 4 ч. 5 ст. 84 Закона о госконтроле).
Истребование документов, опрос
Для полноты картины инспектор изучит и документы по предмету КНМ, которые находятся у контролируемого лица, а также устно выяснит интересующие его моменты. Для этого инспектор вправе истребовать документы и проводить опрос (п. 2, 5 ч. 3 ст. 68 Закона о госконтроле, подпункты "г", "б" п. 71 ПП 1100, абзацы 6 и 3 п. 27 ПП 1005), а именно: - инспектор предъявит (или направит) Требование представить необходимые ему документы по перечню, в том числе материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (ч. 1 ст. 80 Закона о госконтроле). Форма требования о представлении документов, сведений пока не установлена. Документы нужно направить ему в электронном виде или предъявить в бумажном виде, как попросит инспектор (ч. 2, ч. 3 ст. 80 Закона о госконтроле, см. также п. 20 ПП 1100), в срок, указанный в Требовании (ч. 4 ст. 80 Закона о госконтроле). Однако инспектору строго запрещено просить - во-первых, документы не по предмету КНМ (а тем более изымать их оригиналы, см. п. 5 ст. 37 Закона о госконтроле) под угрозой отмены результатов выборочного контроля (п. 12 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), а во-вторых, документы хотя и по предмету проверки, но такие, которые могут быть получены инспектором от иных государственных органов, ОМСУ или подведомственных им организаций (п. 6 ст. 37 Закона о госконтроле). Под опросом Закон о госконтроле понимает устную беседу инспектора как с контролируемым лицом или его представителем, работниками, так и с любым другим (например, покупателем), кто может располагать интересующей инспектора информацией (ч. 1 ст. 78, см. также ч. 8 ст. 71). Закон о госконтроле нигде прямо не устанавливает обязанность каждого, к кому обратиться инспектор, отвечать на его вопросы и поддерживать беседу, однако имеются опасения, что все же инспектор может расценить отказ от опроса как неповиновение законному распоряжению инспектора (ст. 19.4 КоАП РФ) или даже как воспрепятствование его законной деятельности (ст. 19.4.1 КоАП РФ). По факту невозможности провести опрос составляется отдельный протокол (п. 5 ч. 2 ст. 29 Закона о госконтроле). При опросе оформляется протокол опроса, который подписывает опрошенное лицо, подтверждая тем самым достоверность изложенных им сведений (ч. 2 ст. 78 Закона о госконтроле). Форма протокола опроса контролируемого лица (представителя) не установлена.
Окончание КНМ и оформление Акта мониторинговой закупки
Мониторинговая закупка оканчивается после того, как у инспектора Роспотребнадзора окажутся все "заказанные" им документы о взятых пробах/образцах: - экспертное заключение, - протокол инструментального обследования, - протокол испытания. В течение суток после того, как последний из этих документов окажется у инспектора, он составляет Акт мониторинговой закупки (ч. 12 ст. 68 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 9 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. Акт составляется по месту нахождения подразделения Роспотребнадзора, проводившего выборочный контроль (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле). Все истребованные документы и объяснения, протоколы осмотра и мониторинговой закупки и видео/фотоматериалы, а также иные протоколы и документы, если они доказывают нарушение обязательных требований, прилагаются к Акту (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле), а вот предписание, если оно выдано, не является приложением в Акту и вообще оформляется после подписания Акта (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). Подробнее о предписании см. в отдельном материале. Отметим, что если в Акте зафиксированы нарушения обязательных требований - инспектор обязан после оформления Акта выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле), за невыдачу предписания инспектору грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 19.6.1 КоАП РФ. После составления Акта он предъявляется контролируемому лицу (ч. 1 ст. 88, ч. 9 ст. 69 Закона о госконтроле), и контролируемое лицо обязано этот Акт подписать - тем же способом, каким Акт изготовлен (ч. 3 ст. 88 Закона о госконтроле). В ЕРКНМ отражается факт ознакомления контролируемого лица с результатами мониторинговой закупки (строка 8 сведений об акте КНМ в приложении к ПП 604). Если в результате мониторинговой закупки выявлны нарушения обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность и которые связаны с производством продукции (товаров), выполнением работ, оказанием услуг, инспектор в течение 24 часов после выявления таких нарушений направляет своему руководителю представление о проведении КНМ уже в отношении производителя данной продукции (ч. 13 ст. 68 Закона о госконтроле). ВниманиеНепредставление Акта мониторинговой закупки для ознакомления и подписания - грубое нарушение (п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), которое влечет несколько важных последствий: - предписания и штрафы, вынесенные по итогам КНМ, должны быть отменены либо самим управлением Роспротребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторная мониторинговая закупка в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Как долго может продолжаться КНМ "Мониторинговая закупка"?
Согласно ч. 6 ст. 68 Закона о госконтроле срок проведения мониторинговой закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза, указанные в части 1 указанной статьи. При этом Акт мониторинговой закупки оформляется в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы (ч. 12 ст. 68 Закона о госконтроле). Таким образом, точные временные рамки этого КНМ предсказать невозможно.
Штраф по итогам КНМ
Если Акт мониторинговой закупки зафиксировал нарушение обязательных требований, инспектор Роспотребнадзора в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ на основе этого Акта составит протокол об административном правонарушении (может быть, даже в день составления акта) по соответствующей части ст. 20.4 КоАП РФ, после чего должностное лицо Роспотребнадзора или суд (в зависимости от обстоятельства) рассмотрит протокол и вынесет постановление о наказании (ну или о прекращении дела, если к тому будут основания, см. ст. 29.9 КоАП РФ). Подробнее о процедуре привлечения к административной ответственности см. в материале "Привлечение к административной ответственности после проверки Роспотребнадзора".
Досудебное обжалование Акта выборочного контроля
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте мониторинговой закупки, они вправе направить жалобу в Роспотребнадзор (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п.125 ПП 1100, п. 42 ПП 1005). Судебное обжалование результатов любых КНМ Роспотребнадзора - минуя предварительную жалобу в сам этот орган - запрещено (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п.п. 19, 20, 21 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663). Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается: - исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг (см. постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2022 N Ф02-3398/22, но если по не зависящим от контролируемого лица обстоятельствам подача электронной жалобы невозможна, суд может обязать Роспотребнадзор рассмотреть и "бумажную" жалобу, однако в таком случае необходимо доказать факт обращения в техподдержку ЕПГУ с запросом о решении технических проблем, см. определение Верховного Суда РФ от 22.11.2023 N 72-КАД23-3-К8), - причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин). Срок подачи жалобы пока что не определен однозначно (см. ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле), по мнению Минэкономразвития России, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965), обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле), жалобу - до момента принятия итогового решения - можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле). В рассмотрении жалобы могут и отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле. Рассматривают жалобу 20 рабочих дней со дня регистрации, срок рассмотрения могут увеличить "в исключительных случаях" (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле). Подробнее - в "Обжалование Акта проверки, предписания". ___________________________________________________ *(1) Отбор проб проводится строго по правилам и методам, установленным для соответствующих техрегламентов в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании (ч. 1 ст. 81 Закона о госконтроле). Отбирать нужно немного - ровно столько, сколько необходимо и достаточно для проведения экспертизы или испытания (ч. 3 ст. 81 Закона о госконтроле), продукция (товары) направляется для проведения исследований и испытаний в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами исследований, испытаний, измерений, техрегламентами или действующими до дня их вступления в силу иными НТД, правилами и методами исследований, испытаний, измерений (п. 80 ПП 1100). Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов или экспертных организаций (п. 100, п. 115 ПП 1100, абз. 3 п. 38 ПП 1005). Отборы проб осуществляются под видео- или фотокамеру, см. ч. 2 ст. 81 Закона о госконтроле, и п. 65, абз. 7 п. 89 ПП 1100, п. 37 ПП 1005). Кроме этого, инспектор должен составить отдельный протокол отбора проб, в котором фиксируются дата, место, ФИО участников, идентификаторы отобранных образцов и методики отбора проб (ч. 4 ст. 81 Закона о госконтроле), этот протокол является обязательным приложением к акту проверки / рейдового осмотра (см. предложение 4 ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле). Форма протокола отбора проб (образцов) пока не установлена, но в ней должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта (п. 90 ПП 1100). Альтернативный отбор проб для проведения альтернативной экспертизы или альтернативного исследования (ч. 7 ст. 81 Закона о госконтроле), альтернативного испытания (ч. 4 ст. 83 Закона о госконтроле) Роспотребнадзором не предусмотрен.
|
Тема Процедура проверки (контрольного (надзорного) мероприятия) Роспотребнадзора
См. также Памятка: встречаем проверяющих Роспотребнадзора Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором Процедура выборочного контроля Роспотребнадзора Процедура контрольной закупки Роспотребнадзора Формы документов Жалоба на акт контрольного (надзорного) мероприятия
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах