Бюджетные учреждения в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд
Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ заказчиками являются: государственный, муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки в соответствии с этим Законом. Исходя из приведенного определения, бюджетные учреждения не являются государственными или муниципальными заказчиками, хотя они и не именуются отдельным термином ("иные заказчики"), как ранее.
В то же время согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), бюджетным учреждением в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений рассматриваются как соответственно государственные и муниципальные нужды.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (то есть фактически за счет любых средств) в соответствии с требованиями данного Закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст.15 Закона N 44-ФЗ.
Указанные нормы предусматривают право бюджетного учреждения проводить закупки, осуществляемые за счет перечисленных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ источников финансирования, в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Для реализации этого права бюджетное учреждение должно утвердить и разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) правовой акт, предусмотренный ст. 2 Закона N 223-ФЗ, - положение о закупке, причем осуществлять указанные выше закупки в соответствии с этим положением оно сможет только в следующем после размещения положения о закупке в ЕИС календарном году (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Специалисты Минэкономразвития России полагают, что в случае, если вновь созданным бюджетным учреждением положение о закупке утверждено и размещено в ЕИС в году создания, то такое учреждение сможет осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ не ранее следующего года. До этого момента бюджетному учреждению необходимо осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ (см. письмо от 08.06.2016 N Д28и-1458).
Речь идет именно о праве, а не об обязанности принятия бюджетным учреждением положения о закупке и осуществления закупок за счет указанных выше источников в соответствии с этим положением. Бюджетное учреждение самостоятельно определяет целесообразность осуществления закупок в таком порядке. Аналогичные разъяснения даются в письме Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-351.
Если положение о закупке не принято, бюджетное учреждение обязано руководствоваться Законом N 44-ФЗ при осуществлении любых закупок (см. также письмо Минэкономразвития России от 17.03.2016 N Д28и-687).
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном самим Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.
В соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и положения о закупке бюджетное учреждение согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ вправе осуществлять закупки за счет следующих источников финансирования:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное (п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения (п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) (п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
При толковании ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ необходимо, по нашему мнению, учитывать, что она, исходя из вышеприведенной ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, устанавливает исключение из общего правила, согласно которому бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет любых средств в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Отсюда следует, на наш взгляд, что все указания на источники финансирования, данные в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, нужно рассматривать в системной связи друг с другом. Соответственно, в п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ под "иной приносящей доход деятельностью" имеется в виду иная по отношению к перечисленным выше, в п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Ведь и поступления оплаты по контрактам, то есть по гражданско-правовым договорам, заключенным с другими заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), и гранты, полученные от граждан, юридических лиц и международных организаций, с точки зрения бухгалтерского учета рассматриваются как поступления от приносящей доход деятельности (см. прилагаемые материалы).
Таким образом, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ позволяет бюджетным учреждениям осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и положения о закупке за счет любых средств от всей приносящей доход деятельности (см. также письма Минэкономразвития России от 11.09.2013 N Д28и-1044 и N Д28и-1045).
Тема
Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе
См. также
Бюджетные учреждения. Закупки по Закону N 223-ФЗ
Разграничение сфер действия законов о закупках бюджетным учреждением
Особенности правового положения бюджетных и автономных учреждений
Бухгалтерский (бюджетный) учет средств предоставленнных грантов (для госсектора)
Налоговый учет (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах