Бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки от лица государственных, муниципальных заказчиков
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям в соответствии с бюджетным законодательством могут быть переданы полномочия государственных или муниципальных заказчиков при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность. В таком случае они должны руководствоваться положениями этого Закона, регулирующими деятельность именно государственного и муниципального заказчика.
Для надлежащего применения приведенной нормы, на наш взгляд, следует учитывать, что:
- речь идет об осуществлении именно бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность (ст. 79 БК РФ);
- передача полномочий государственных и муниципальных заказчиков осуществляется путем заключения специального договора (соглашения). Нормативный правовой акт, регулирующий бюджетные правоотношения, может устанавливать основания для заключения такого договора, но не может сам по себе являться основанием для передачи полномочий государственного или муниципального заказчика учреждению или предприятию. Заключение договора обязательно, в том числе и потому, что он определяет пределы распространения на учреждение, предприятие норм Закона N 44-ФЗ. В силу прямого указания ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ такой договор заключается на безвозмездной основе.
При этом п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ дает перечень государственных и муниципальных заказчиков и указывает, что все государственные и муниципальные заказчики при осуществлении закупок принимают на себя обязательства:
- в соответствии с бюджетным законодательством;
- от имени публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования - п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ)).
Если учреждению либо предприятию на безвозмездной основе передаются полномочия государственного или муниципального заказчика, то это учреждение или предприятие согласно ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ должно осуществлять закупку:
- в пределах переданных полномочий;
- от лица государственного или муниципального заказчика;
- по правилам, предусмотренным для государственных и муниципальных заказчиков (в частности, принимая бюджетные обязательства и заключая контракты от имени публично-правового образования).
К сожалению, какие-либо иные условия упомянутого в ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ договора (соглашения) законом не урегулированы.
В ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ указано, что учреждения, предприятия в соответствии с этой нормой осуществляют закупки в соответствии с положениями данного Закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков, в пределах переданных полномочий. Следовательно, закупки для собственных нужд осуществляются ими в общеустановленном порядке.
На практике может сложиться ситуация, когда субсидия предоставлена учреждению или предприятию не на цели, перечисленные в ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, однако фактически денежные средства расходуются на такие цели. Как следует из постановления АС Волго-Вятского округа от 15.09.2016 N Ф01-3886/16 (определением ВС РФ от 19.01.2017 N 301-КГ16-18737 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ), антимонопольный орган полагал, что автономное учреждение должно осуществить закупку за счет такой субсидии в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, поскольку закупка предусматривает осуществление капитальных вложений в объект государственной собственности. Однако суды посчитали, что оснований для применения ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в такой ситуации не имеется, поскольку решение для перечисления учреждению субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и соглашение о передаче полномочий государственного или муниципального заказчика учреждению отсутствуют. Суды также пришли к выводу о том, что субсидия предоставлялась на иные цели для осуществления деятельности учреждения, реализация которых не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ и не предполагает проведение закупки в соответствии с этим законом. Поэтому учреждение правомерно проводило закупку в общеустановленном порядке, а именно в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Тема
Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе
См. также
Особенности правового положения бюджетных и автономных учреждений
Бюджетные учреждения в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд
Автономные учреждения в контрактной системе. Закупки для собственных нужд
Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ
Бухгалтерский учет в организациях госсектора
Государственное и муниципальное имущество
Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах