Хозяйственные общества. Закупки по Закону N 223-ФЗ, определение отнесения к заказчикам
Хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные. К публичным относятся акционерные общества, акции которых и ценные бумаги которых, конвертируемые в их акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). К непубличным относятся все прочие акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). При этом если устав непубличного хозяйственного общества может предусматривать преимущественное право участников этого общества на выкуп долей (акций) в уставном капитале (пп. 7 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ) (преимущественное право покупки доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью предусмотрено п. 4 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)), то акции публичных акционерных обществ обращаются свободно и могут поменять собственника в любой момент. Состав акционеров может быть определен только по данным реестра акционеров (глава VI Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)). В связи с этим на основании ч. 3 ст. 1 Закона N 223-ФЗ приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14 утверждены Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ (далее - Порядок определения, а также Порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия (далее - Порядок уведомления). Исходя из данных нормативных актов определение отнесения хозяйственных обществ к заказчикам, руководствующимся Законом N 223-ФЗ, осуществляется следующим образом:
- доля в уставном капитале хозяйственного общества публично-правовых образований - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований - должна была быть определена на основании сведений, содержащихся в выписке из реестра акционеров акционерного общества, выписке по счету депо, списке участников общества с ограниченной ответственностью (ч. 1 ст. 31.1 Закона об ООО) в течение 30 дней со дня вступления в силу Порядка определения (п.п. 1, 6 указанного Порядка). Если такая доля превысила 50% - хозяйственное общество подпадает под действие Закона N 223-ФЗ и обязано направить уведомление об этом хозяйственным обществам, в уставных капиталах которых оно участвует в течение 30 дней с момента определения данного факта (п. 2 Порядка уведомления);
- совокупная доля в уставном капитале хозяйственного общества государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, должна была быть определена на основании сведений, содержащихся в выписке из реестра акционеров акционерного общества, выписке по счету депо, списке участников общества с ограниченной ответственностью (ч. 1 ст. 31.1 Закона об ООО) в течение 60 дней со дня вступления в силу Порядка определения (п. 2 указанного Порядка);
- совокупная доля в уставном капитале хозяйственного общества субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, должна была быть определена на основании уведомлений, которые эти организации обязаны были направить всем хозяйственным обществам, в уставных капиталах которых они участвуют, в течение 60 дней со дня вступления в силу Порядка определения (п. 2 Порядка определения, п. 1 Порядка уведомления);
- совокупная доля в уставном капитале хозяйственного общества юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, должна была быть определена в течение 60 дней со дня вступления в силу Порядка определения или в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомлений, направленных юридическими лицами, относящимися к указанным выше категориям (п. 2 указанного Порядка, п. 1 Порядка уведомления). Различие в моменте определения определяется тем, что, как показано выше, в ряде случаев указанная доля могла составить более 50% по результатам расчетов только на основании сведений соответствующих реестров, списков, в других же случаях - только с учетом суммирования данных о юридических лицах, направивших уведомление о том, что они относятся к категориям юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. В первом случае получение уведомлений о наличии в уставном капитале долей других юридических лиц из категорий, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, значения уже не имеет. Если же доля указанных юридических лиц превысила 50% - хозяйственное общество подпадает под действие Закона N 223-ФЗ и обязано направить уведомление об этом хозяйственным обществам, в уставных капиталах которых оно участвует в течение 15 рабочих дней с момента определения данного факта (п. 2 Порядка уведомления);
- совокупная доля в уставном капитале юридических лиц, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, должна была быть определена в течение 90 дней со дня вступления в силу Порядка определения или в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомлений, направленных юридическими лицами, относящимися к указанным выше категориям (п. 3 Порядка определения). Различие определяется причинами, описанными выше;
- с момента определения совокупной доли в своем уставном капитале публично-правовых образований или юридических лиц, указанных в п. 1 или п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, хозяйственные общества осуществляют перерасчет указанной совокупной доли участия с периодичностью не менее двух раз в год не позднее 1 февраля и 1 июля текущего календарного года. Перерасчет осуществляется на основании сведений, содержащихся, в том числе, в соответствующем реестре, списке, документе, подтверждающем совершение сделки (договора), направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, в едином государственном реестре юридических лиц (п.п. 5, 6 Порядка определения);
- в случае изменения совокупной доли участия публично-правовых образований в уставном капитале хозяйственного общества, влекущего распространение на него Закона N 223-ФЗ или, напротив, исключение его из-под действия этого Закона, такое хозяйственное общество направляет уведомление о таком изменении в адрес хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых оно участвует, в течение 15 рабочих дней с момента такого изменения (п.п. 4, 5 Порядка уведомления);
- в случае изменений в отношении иных юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, приводящих к их исключению из-под действия этого Закона, такие юридические лица направляют в течение 15 рабочих дней в адрес хозяйственных обществ, в уставном капитале которых участвуют, соответствующую информацию (п. 5 Порядка уведомления). Очевидно, что к таким изменениям может относиться прекращение осуществления юридическим лицом деятельности, относящейся к сфере естественных монополий или регулируемых видов деятельности;
- в случае приобретения юридическими лицами, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, доли участия в хозяйственных обществах, такие юридические лица в течение 30 дней направляют хозяйственным обществам информацию о своей принадлежности к указанной категории заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ (п. 6 Порядка уведомления);
- в случае изменения совокупной доли участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственного общества, влекущего распространение на него Закона N 223-ФЗ или исключение из-под действия этого Закона, уведомление о таком изменении направляется указанным хозяйственным обществом в адрес хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых оно участвует, в течение 15 рабочих дней с момента такого изменения (п. 7 Порядка уведомления).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах