Заказчики и сфера применения законов о закупках
В настоящее время в нашей стране действуют Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), устанавливающие требования к закупкам товаров, работ, услуг определенными в них категориями субъектов хозяйственной деятельности - заказчиками. Одни субъекты - государственные или муниципальные заказчики должны во всех случаях закупок, то есть при заключении любых гражданско-правовых договоров, за установленными законодательством исключениями, руководствоваться только Законом N 44-ФЗ. Другие, например, государственные и муниципальные автономные учреждения, субъекты естественных монополий руководствуются по общему правилу Законом N 223-ФЗ, однако в определенных ситуациях обязаны применять нормы Закона N 44-ФЗ. Бюджетные учреждения и унитарные предприятия (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, которые по общему правилу руководствуются Законом N 223-ФЗ), вправе при соблюдении определенных условий руководствоваться и тем, и другим законом при совершении различных закупок, точнее закупок за счет различных источников финансирования. Наконец, при определенных условиях (при получении бюджетных инвестиций на создание объектов капитального строительства) применять нормы Закона N 44-ФЗ обязаны любые юридические лица, в том числе и не руководствующиеся Законом N 223-ФЗ.
На практике зачастую возникают вопросы об отнесении тех или иных конкретных хозяйствующих субъектов к заказчикам, руководствующимся Законом N 44-ФЗ или к руководствующимся Законом N 223-ФЗ, границе сфер действия каждого закона, то есть применении его при совершении тех или иных сделок, разграничении сфер действия этих законов субъектами, которые применяют их одновременно. Данные вопросы частично обуславливаются тем, что формулировки норм указанных законов, определяющие границы их применения действительно допускают различные толкования. Частично же эти вопросы обуславливаются недостаточным пониманием того, что статус хозяйствующего субъекта как заказчика, руководствующегося одним из законов о закупках определяется только соответствующими нормами законов, а не совершением этих лицом действий, описанных в них. Также не всегда понимается и применяется принцип разделения сфер действия Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, в силу которого любой отдельно взятый хозяйствующий субъект вправе осуществлять каждую конкретную закупку в соответствии только с одним или с другим из них.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах