Сфера действия Закона N 44-ФЗ
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, в том числе касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, которые по общему правилу руководствуются Законом N 223-ФЗ) либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона. К сожалению, в формулировке п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ была допущена ошибка юридической техники, вследствие чего возможны различные варианты ее толкования. По нашему мнению, духу закона более соответствует расширительное толкование, согласно которому под действие Закона N 44-ФЗ подпадает заключение любых возмездных гражданско-правовых договоров.
Перечень отношений, к которым Закон N 44-ФЗ не применяется, дан в ч. 2 ст. 1 этого Закона и по смыслу данных норм он является закрытым, исчерпывающим. Однако ряд нормативных актов предусматривают особые условия выбора государственными заказчиками исполнителей для удовлетворения государственных потребностей, делающих применение норм Закона N 44-ФЗ на практике весьма затруднительным, если вообще возможным. Правоприменительная практика исходит из того, что такие отношения также не подпадают под действие Закона N 44-ФЗ. Однако, по нашему мнению, этот вопрос может быть однозначно решен только в случае внесения изменений в законодательство для устранения коллизии.
Кроме того, в Законе N 44-ФЗ отсутствует определение государственных нужд и муниципальных нужд, что в ряде случаев порождает вопросы о применении бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами, ряда норм этого Закона, содержащими указание, что они устанавливают требования к обеспечению таких нужд. На наш взгляд, все закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ, рассматриваются как закупки для государственных или муниципальных нужд, и соответствующие нормы устанавливают требования ко всем таким закупкам.
Обоснование сказанного и отдельные аспекты определения сферы действия Закона N 44-ФЗ и исключения из нее отдельных отношений, а также вопрос об определении государственных и муниципальных нужд подробнее рассмотрены в прилагаемых материалах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах