Сфера действия Закона N 44-ФЗ: исключения
Перечень исключенных из сферы действия Закона N 44-ФЗ отношений, подпадающих под его регулирование исходя из общего правила, установлен ч. 2 ст. 1 этого Закона. Согласно этой норме Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с:
- оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
- закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и Федеральным законом от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
- закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов РФ, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
- назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее - УПК РФ) либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
- привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
- закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
- привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
- осуществлением строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, закупкой товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, созданием и эксплуатацией необходимых информационных систем в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 8 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, применяется по 30.07.2018 включительно (ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 266-ФЗ));
- закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти (п. 9 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
По смыслу этой нормы, а также ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ данный перечень должен рассматриваться как закрытый, исчерпывающий. Однако существует ряд отношений, в которых применение требований Закона N 44-ФЗ затруднительно, вследствие чего правоприменительная практика по таким отношениям складывается неоднозначной.
Так, в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 NN 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 указывается, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон N 44-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Такой вывод делается, в частности, из установления ст.ст. 69, 70, 71 УПК РФ возможности отвода дознавателем, следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов, специалистов. Отметим, что аналогичные разъяснения были даны в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 N 14026-АП/Д04 относительно размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Аналогично в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" высказана позиция, что положения Закона N 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которое осуществляется по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее - АПК РФ).
На наш взгляд, в указанных ситуациях имеет место коллизия законодательных норм, и приведенная правоприменительная практика представляется не бесспорной. Дело в том, что ни УПК РФ, ни АПК РФ не содержат норм, регулирующих процедуры отбора экспертов, переводчиков, специалистов. При этом Закон N 44-ФЗ действительно не содержит норм, позволяющих реализовывать требования указанных законодательных актов об отводе экспертов, переводчиков, специалистов, однако в отсутствии норм, исключающих указанные отношения из сферы действия этого Закона, это может считаться пробелом в регулировании. Полагаем, что данная проблема может быть по-настоящему решена только изменением в законодательстве.
Тема
См. также
Гражданско-правовой договор. Общие положения
Виды гражданско-правовых договоров
Договоры и иные сделки в организациях госсектора
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах