Сфера действия Закона N 223-ФЗ: общее правило
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), устанавливая общие принципы закупки товаров, работ, услуг указанными в нем заказчиками, не раскрывает понятий "товары", "работы" и "услуги". Можно заметить, что этот Закон также неоднократно говорит о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (пп. "б" п. 4 ч. 2 ст. 1, п.п. 3, 4 ч. 9, п.п. 1, 3, 4 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Поскольку согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются, помимо данного Закона, в частности, Гражданским кодексом РФ, можно сделать вывод, что под действие этого Закона подпадает заключение только тех договоров, которые описываются Гражданским кодексом РФ как "поставка товаров", регулируемых параграфом 3 главы 30 ГК РФ, "выполнение работ", регулируемых главами 37, 38 ГК РФ, "оказание услуг", регулируемых главой 39 ГК РФ и главами, перечисленными в п. 2 ст. 779 ГК РФ.
Однако следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ указывает, что этот Закон регулирует закупки для нужд заказчика, никоим образом не выделяя каких-либо видов таких нужд. Закрытый перечень отношений, не подпадающих под регулирование указанного Закона, перечислен в его ч. 4 ст. 1, которая изначально включала п. 6, согласно которому действие указанного Закона не распространялось на случаи осуществления заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), включающей на тот момент в число таких "финансовых услуг" и, например, предоставление кредита, страхование и "услуги лизинга", которые Гражданским кодексом РФ ни к поставке, ни к выполнению работ, ни к оказанию услуг не отнесены. Впоследствии Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ п. 6 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ был признан утратившим силу, но одновременно были внесены изменения в ст. 18 Закона N 135-ФЗ, исключающие лиц, обязанных руководствоваться Законом о закупках (субъекты естественных монополий), из числа лиц, обязанных проводить отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг в порядке, определенном этой статьей. Это заставляет полагать, что законодатель исходил из того, что заключение заказчиками, руководствующимися Законом N 223-ФЗ, договоров на приобретение "финансовых услуг", поименованных так в Законе N 135-ФЗ, подпадает под действие Закона N 223-ФЗ. Соответственно, можно сделать вывод, что термины "поставка товаров", "выполнение работ", "оказание услуг" употребляются в Законе N 223-ФЗ в значении более широком, чем в Гражданском кодексе РФ, включая, безусловно, и финансовые услуги, описанные в Законе N 135-ФЗ.
Вместе с тем это, на наш взгляд, безусловно, не означает, что сфера действия Закона N 223-ФЗ вовсе не имеет ограничений. Полагаем, что это противоречило бы и основам гражданского законодательства, предусматривающим возможность ограничения гражданских прав только в разумных границах (п. 2 ст. 1 ГК РФ) и просто здравому смыслу. По нашему мнению, в любом случае для квалификации заключения договора как закупки этот договор должен быть возмездным, то есть, как указывается в п. 1 ст. 423 ГК РФ, предусматривать приобретение товаров, работ или услуг или иного исполнения обязательств за плату или иное встречное представление. Иными словами, по нашему мнению, заключение заказчиком договора подпадает под действие Закона N 223-ФЗ, если такой договор является возмездным.
Такое толкование определения сферы действия Закона N 223-ФЗ также схоже с одним из вариантов толкования определения сферы действия Закона N 44-ФЗ (см. смежные темы).
Заметим, что, на наш взгляд, из системного анализа п. 1 ст. 423 ГК РФ в совокупности со ст. 128, ст. 307, п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ следует, что под "встречным предоставлением" понимается передача имущества (в том числе наличных или безналичных денег - "платы") или иных объектов гражданских прав, выполнение работ или оказание услуг. По смыслу п. 1 ст. 307, п. 3 ст. 308 ГК РФ предоставление встречного предоставления должно являться обязанностью именно одной из сторон договора. Вместе с тем следует иметь в виду, что исполнение по договору в пользу третьего лица либо третьим лицом также считается исполнением в пользу стороны договора или от ее имени (ст.ст. 312, 313 ГК РФ), и каких-либо исключений для договоров с соответствующими условиями Закон N 223-ФЗ не предусматривает. Следовательно, заключение договоров в пользу третьего лица, либо расчеты по которым осуществляются от имени заказчика третьими лицами, также подпадает под действие Закон N 223-ФЗ.
Также обратим внимание, что Закон N 223-ФЗ не ставит обязанность заказчиков по применению его положений в зависимость от целей закупки. Отсюда следует, что цель закупки товаров, работ, услуг на необходимость применения Закона N 223-ФЗ не влияет. Соответственно, все заказчики обязаны заключать любые возмездные договоры с учетом положений Закона N 223-ФЗ независимо от того, закупаются ли по ним товары, работы, услуги для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению (см. также письма Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317, от 05.12.2011 N Д28-647, от 25.11.2013 N Д28и-2295).
Тема
Сфера действия Закона N 223-ФЗ
См. также
Сфера действия Закона N 223-ФЗ: исключения
Гражданско-правовой договор. Общие положения
Виды гражданско-правовых договоров
Возмездные и безвозмездные договоры
Сфера действия Закона N 44-ФЗ: общее правило
Сфера действия Закона N 44-ФЗ: исключения
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах