Закупка у единственного поставщика вследствие ЧС, непреодолимой силы и необходимости оказания медпомощи
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) вследствие:
- аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации),
- непреодолимой силы,
- возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ.
В любом случае закупка в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может быть осуществлена исключительно при одновременном соблюдении перечисленных в нем самом условий, а именно:
- товары, работы, услуги приобретаются либо для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме;
- применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно;
- закупается такое количество товара, объем работ, услуг, которые необходимы для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или непреодолимой силы либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Определение медицинской помощи в экстренной форме и неотложной форме дано в ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому:
- экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
- неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Чрезвычайная ситуация в соответствии с частью первой ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций согласно части третьей той же статьи - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Как видим, авария в данном определении также фигурирует как одна из возможных причин возникновения чрезвычайной ситуации. Однако не всякая авария является причиной чрезвычайной ситуации.
При закупке для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации необходимо учитывать еще одно ограничение: закупаемые товары, работы, услуги не должны быть включены в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р. Если товары, работы, услуги, необходимые заказчику для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включены в вышеуказанный Перечень, то их закупка должна производиться путем запроса котировок в порядке, определенном ст.ст. 80 - 82 Закона N 44-ФЗ. Заметим, что закон допускает в случае, если по результатам закупки по итогам названного запроса котировок приобретаются товары в количестве, недостаточном для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, закупку товаров, включенных в Перечень, у единственного поставщика. Однако п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не содержит указаний о возможности закупки в соответствии с ним в описанной ситуации, равно как и в ситуации, когда, например, такой запрос котировок признается несостоявшимся. Также п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в отличие от ст.ст. 80 - 82 Закона N 44-ФЗ, не предусматривает возможность приобретения товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи.
Определение непреодолимой силы дано в п. 3 ст. 401 ГК РФ, которая подлежит применению к рассматриваемым отношениям в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, в связи с определением основания для освобождения от ответственности за неисполнение гражданско-правовых обязанностей. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Толкование чрезвычайности и непредотвратимости дано в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, согласно которому:
чрезвычайность подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях;
непредотвратимым обстоятельство признается, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (если иное не предусмотрено законом).
На практике к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства (см. п. 4 письма от 12.08.2009 N Д05-4029, письмо Минэкономразвития России от 08.09.2009 N Д05-4387, письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 16.10.2014 NN 25361-ЕЕ/Д28и, АЦ/41845/14).
Как видим, непреодолимая сила может выступать причиной возникновения чрезвычайной ситуации. В то же время формулировка п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в которой она упоминается отдельно, позволяет сделать вывод, что он может применяться и в тех случаях, когда воздействие непреодолимой силы приводит к возникновению не чрезвычайной ситуации, но, например, ситуации, когда заказчик теряет возможность исполнять свои гражданско-правовые обязательства.
Отметим, что аналогичное п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ основание для заключения контракта с единственным контрагентом содержалось в п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Однако этот пункт позволял осуществлять закупки только вследствие воздействия непреодолимой силы и необходимости срочного медицинского вмешательства. Согласно же буквальному прочтению п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возникновение любой из описанных в нем ситуаций является самостоятельным основанием для заключения контракта в соответствии с этой нормой.
Вместе с тем в письмах Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2780, от 24.12.2014 N Д28и-2842 со ссылкой на определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13, которым было отказано в передаче в Президиум ВАС РФ на пересмотр дела, касавшегося заключения контракта на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, указано, что заключение контракта по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, возможно только вследствие чрезвычайных обстоятельств, то есть имеющих отношение к непреодолимой силе. Неясно, идет ли речь об устойчивой позиции, поскольку в иных разъяснениях специалисты Минэкономразвития России писали об этом только применительно к заключению на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контрактов для ликвидации последствий именно непреодолимой силы или оказания экстренной или неотложной медицинской помощи, которые, как говорилось выше, только и содержались в п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ (см. письма Минэкономразвития России от 23.12.2014 N Д28и-2784, от 31.12.2014 N Д28И-2872, от 15.07.2015 N Д28и-2188, от 20.07.2015 N Д28и-2111, от 03.08.2015 N Д28и-2327, от 25.11.2015 N Д28и-3558, от 14.12.2015 N Д28и-3652).
Тем не менее, с учетом практики, которая складывалась и с учетом опыта применения п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать ситуацию в течение определенного периода времени может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На это указывалось как в вышеприведенных письмах Минэкономразвития России, так и в теме 2 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2016). В последнем случае закупка была проведена для ликвидации последствий чрезвычайно ситуации, причем сложившейся вследствие воздействия непреодолимой силы, однако через значительный промежуток времени. Тем более необходимость выполнения капитального ремонта, как правило, признается следствием обстоятельств, которые не могут признаваться чрезвычайными (см. постановления Пятнадцатого ААС от 12.02.2016 N 15АП-330/16, Тринадцатого ААС от 19.08.2015 N 13АП-15029/15).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой