Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у МСП, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у МСП и требования к содержанию этого отчета.
В настоящее время действует Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Постановление N 1352).
На основании п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ утверждает перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у МСП, годовой объем такой закупки либо порядок установления указанного годового объема для каждого конкретного заказчика, а также форму годового отчета о закупке указанной продукции и требования к содержанию этого отчета. Порядок расчета объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у МСП для данного случая установлен п. 2.2 Постановления N 1352, п.п. 5.2, 5.3 и 7 Положения, которые в настоящем материале не рассматриваются. Особенностей порядка осуществления закупок в указанном случае не предусмотрено.
Согласно п. 2 Положения его действие фактически распространяется только на следующие категории заказчиков:
- государственные компании, созданные на основании федерального закона (п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");
- иных заказчиков (кроме кредитных организаций), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей;
- заказчиков, которые являются кредитными организациями, величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей;
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона (с 1 июля 2017 года);
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (с 1 июля 2017 года);
- хозяйственные общества, не являющиеся МСП, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также хозяйственные общества, не являющихся МСП, в уставном капитале которых совокупная доля участия РФ и субъекта РФ превышает 50% и доля участия субъекта РФ превышает долю участия РФ, годовой объем выручки (для кредитных организаций - величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 июля 2017 года);
- дочерние хозяйственные общества, не являющиеся МСП, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в предыдущем абзаце, годовой объем выручки (величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 июля 2017 года);
- дочерние хозяйственные общества, не являющиеся МСП, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем абзаце, годовой объем выручки (величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 июля 2017 года);
- не являющихся кредитными организациями и автономными учреждениями заказчиков, годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 января 2018 года);
- заказчиков, которые являются кредитными организациями, величина активов которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 января 2018 года);
- автономные учреждения, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей (с 1 января 2018 года).
Поскольку очевидно, что выручка и величина активов могут год от года увеличиваться или уменьшаться, на наш взгляд, корректнее говорить, что действие Положения распространяется на всех заказчиков, но применять его требования обязаны только те из них, выручка или (для кредитных организаций) величина активов которых за предшествующий календарный год превышает установленные п. 2 Положения размеры.
Под МСП в Положении понимаются потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) (см. п.п. 11, 13, пп. "б" п. 14, пп. "б" п. 14.1 Положения).
Как указано в п. 5 Положения, годовой объем закупок у МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, при расчете которого не учитываются закупки, перечисленные в п. 7 Положения. Разъяснения об учете в составе совокупного годового объема закупок отдельных видов закупок даны в п. 3 письма Минэкономразвития России от 28.08.2015 N Д28и-2498, письмах Минэкономразвития России от 27.07.2015 N Д28и-2133, от 12.02.2016 N Д28и-290.
В силу п. 4 Положения закупки у МСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке торгов, иных способов закупки:
- участниками которых являются любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в том числе МСП (пп. "а" п. 4 Положения);
- участниками которых являются только МСП (пп. "б" п. 4 Положения). Таким путем могут быть осуществлены только закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, составляемый заказчиком на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст) и размещаемый в единой информационной системе, а также на сайте заказчика (п.п. 8 - 10 Положения);
- к участникам которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП (пп. "в" п. 4 Положения).
В соответствии с п. 6 Положения при расчете годового объема закупок у МСП учитываются:
- договоры, заключенные заказчиками с МСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. "а" и "б" п. 4 Положения;
- договоры, заключенные непосредственно с МСП поставщиками (исполнителями, подрядчиками) в целях исполнения договоров, заключенных ими с заказчиками по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. "в" п. 4 Положения.
При этом п. 6.1 Положения предусмотрены особенности учета при расчете договоров, срок исполнения которых превышает 1 год и которые заключены с МСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. "а" и "б" п. 4 Положения.
Как видим, ключевым для учета закупок у МСП является факт заключения договора с такими субъектами, а не проведение особой процедуры закупки. Однако совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с МСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. "б" п. 4 Положения, должен составлять не менее чем 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (п. 5 Положения).
Положением предусмотрены особенности осуществления закупок у МСП:
- участниками которых являются любые лица, в том числе МСП, - п. 14 Положения;
- участниками которых являются только МСП - п.п. 8 - 13, 14.1, 17, а также раздел II Положения;
- к участникам которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП - п.п. 11 - 13, 14.1, а также раздел III Положения.
Общим для закупок, по итогам которых заключаются договоры непосредственно с МСП, является принцип декларирования участниками - МСП своей принадлежности к этой категории субъектов. Причем во втором случае по смыслу п.п. 11, 14.1 и 20 Положения это является условием допуска к процедуре закупки. Декларирование в силу п.п. 11 и 14 Положения осуществляется путем представления сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом N 209-ФЗ (далее - единый реестр МСП), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к МСП, которая заполняется по форме, установленной Приложением к Положению. При этом декларация представляется только в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в едином реестре МСП.
При закупках, к участникам которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП, декларировать принадлежность к МСП каждого субподрядчика (соисполнителя) обязаны участники (п.п. 11, 31 Положения). Декларирование производится таким же образом, как описано выше, и является условием допуска к процедуре закупки (п. 14.1 Положения).
Заказчик обязан проводить закупки исключительно среди МСП, если закупаемые товары, работы, услуги включены в утвержденный им соответствующий перечень, предусмотренный пп. "я.1" п. 7, п. 8 Положения, и начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 200 млн. рублей. Если же начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает 200 млн. рублей, но менее 400 млн. рублей - заказчик праве провести такую закупку (п.п. 18, 19 Положения).
Согласно п. 15 Положения заказчик вправе утвердить документ, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование программы партнерства - реестра (перечня) МСП, поставляющих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по договорам, заключенным между МСП и заказчиком либо между МСП и лицом, заключившим договор с заказчиком, соответствующих требованиям, указанным в данном пункте. Утвержденная заказчиком программа партнерства, а также требования, предъявляемые к МСП для участия в такой программе, размещаются на сайте заказчика в сети "Интернет" (п. 16 Положения).
На основании п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, пп. "а" п. 34 Положения заказчик обязан размещать отчет о закупках у МСП по итогам каждого месяца, а согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, пп. "б" п. 34 Положения - по итогам года. Подробнее данный вопрос рассматривается в отдельных материалах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах