Требование о ненахождении участника закупки по Закону N 44-ФЗ в состоянии ликвидации или банкротства
Одним из единых требований, предъявляемых к участникам закупки, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. Согласно ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок вправе проверить соответствие участника закупки этому требованию, но не вправе возлагать на него обязанность доказать такое соответствие. Представления участником закупки документов, подтверждающих соответствие данному требованию, специальными нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрено. Таким образом, заказчик, комиссия по осуществлению закупок может проверить такое соответствие только на основании информации из открытых источников.
В связи с этим обратим внимание, что уведомление о ликвидации публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации", а сведения о принятии решения о ликвидации вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 63 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации), приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). Сведения о введении процедур банкротства, а также иные сведения, указанные в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), подлежат обязательному опубликованию в газете "Коммерсантъ" и включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (п. 1 и п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 12.03.2014 N 30-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", п. 1 распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р). Таким образом, нахождение юридического лица в состоянии ликвидации или конкурсного производства может быть установлено по данным Единого государственного реестра юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, которые, в основном, являются открытыми и общедоступными, и размещаются в сети Интернет (п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации, ч. 2 ст. 28 Закона о банкротстве), а также по публикациям в средствах массовой информации.
Заметим также, что по мнению Минэкономразвития России признание поставщика (подрядчика, исполнителя) банкротом после заключения контракта не является основанием для расторжения такого контракта (письмо от 18.02.2015 N Д28И-403). Данная точка зрения представляется небесспорной, поскольку ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указывает, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, в том числе, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки. Из буквального прочтения данной нормы следует, что основанием для отказа заказчика от исполнения контракта является сам факт установления несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, содержащимся в извещении о закупке, то есть в том числе и указанным в п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (ч. 5 той же статьи). Каких-либо оговорок относительно значения того, в какой момент наступают обстоятельства, приводящие к такому несоответствию, закон не содержит. К сожалению, Минэкономразвития России не дает развернутой мотивировки своей позиции по данному вопросу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах