Требование об отсутствии у участника закупки по Закону N 44-ФЗ недоимки по налогам
Одним из единых требований, предъявляемых к участникам закупки, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
При этом, во-первых, недоимкой не считаются суммы:
- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах,
- которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ,
- по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной,
- которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Во-вторых, участник закупки считается соответствующим вышеуказанному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
Согласно ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок вправе проверить соответствие участника закупки этому требованию, но не вправе возлагать на него обязанность доказать такое соответствие. Представления участником закупки документов, подтверждающих соответствие данному требованию, специальными нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 16.03.2016 N Д28и-712, проверить факт наличия (отсутствия) задолженности по налогам и сборам в размере, установленном ст. 31 Закона N 44-ФЗ возможно только путем получения информации от налоговых органов. Подтверждение этой позиции можно найти и в судебной практике (см. постановление Семнадцатого ААС от 03.12.2015 N 17АП-15426/15). Однако заметим, что Закон N 44-ФЗ не содержит норм, обязывающих налоговые органы предоставлять заказчику сведения о наличии задолженностей участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб.
Открытых источников, содержащих информацию, указанную в п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в настоящее время не существует. Более того, информация о недоимке конкретного лица по налогам и сборам, относится к налоговой тайне (п. 1 ст. 102 НК РФ).
В отдельных случаях попытаться проверить соответствие участника закупки требованию, установленному п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, можно:
- воспользовавшись сайтом в сети Интернет http://kad.arbitr.ru/, позволяющим получить информацию о наличии исков к участнику закупки о взыскании недоимки или задолженности, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ,
- запросив в Росстате данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности участника - организации, осуществляющей свою деятельность на территории РФ, в соответствии с Регламентом, утвержденным приказом Росстата от 20.05.2013 N 183 (форма запроса приведена в Приложении N 2 к Регламенту),
- воспользовавшись сайтом в сети Интернет участника закупки - акционерного общества, соответствующего критериям, указанным в ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которой такое общество обязано размещать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном гл. 71 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П.
Таким образом, приходится признать, что в целом в настоящее время комиссия по осуществлению закупок, заказчик не имеют возможности на основании открытых данных достоверно установить, соответствует ли участник закупки требованию, установленному п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (см., например, постановление Третьего ААС от 17.09.2015 N 03АП-4281/15).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах